Философия
-
Основной вопрос философии
- – об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению (сознанию),
от разрешения этого вопроса зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.
- – об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению (сознанию),
-
основные методы
-
диалектика
- -метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних
противоречий
- -метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних
-
метафизика
- -метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности)
однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимание
противоречиям)
- -метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
-
догматизм
- – восприятие окружающего мира через призму «догм» - раз и навсегда принятых убеждений
-
эклектика
- – метод, основанный на фактах, концепциях, в результате которых достигались
поверхностные, но внешне правдоподобные выводы. Часто эклектика применялась для
обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не
имеющих реальной ценности и достоверности (религия, реклама)
- – метод, основанный на фактах, концепциях, в результате которых достигались
-
софистика
- – метод, цель которого, не поиск истины, а победа в споре, доказательство
«чего угодно кому угодно» (использовался как прием ораторского искусства)
- – метод, цель которого, не поиск истины, а победа в споре, доказательство
-
материализм
- – первоначалом является материя, а сознание – это проявление материи (советская, российская философия)
-
идеализм
- – первоначалом является идея, а материя является производной от идеи, ее воплощением (США, Германия и. т. д.)
-
эмпиризм
- – в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый в результате чувственного познания
-
рационализм
- – истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума, без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума
-
-
Направления философии:
-
материализм
-
- философское направление, признающее материю первичной, а сознание, идеи — вторичными, результатом развития материи.
-
-
идеализм
-
- материя производна от идеи, ее силы
-
-
дуализм
- – существуют две независимые субстанции – материальная и духовная.
-
деизм
- – Бог, который единожды сотворил мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей, служит только символом.
-
иррационализм
- – мир хаотичен, не имеет внутренней логики, следовательно, никогда не будет познан разумом.
-
-
основные разделы
-
онтология
-
гносеология
-
человек
-
общество
-
-
Функции философии:
-
мировоззренческая
- – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
-
методологическая
- – философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности
-
мыслительно-теоритическая
- – философия учит концептуально мыслить, обобщать, создавать мыслительно-логические схемы
-
гносеологическая
- – ее цель, правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания)
-
критическая
- – подвергает сомнению окружающий мир и существующее знание, расширяет границы познания, разрушает догмы, следовательно, модернизирует знания
-
аксиологическая
-
- ( от лат., ценность) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей моральных, этических, социальных и др.
-
-
социальная
- – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, его структуру, элементы, движущие силы, совершенствование
-
воспитательно-гуманитарная
- – культивирует гуманистические ценности и идеалы, прививает их человеку и обществу, способствует укреплению морали, помогает адаптироваться человеку
в окружающем мире и найти смысл жизни
- – культивирует гуманистические ценности и идеалы, прививает их человеку и обществу, способствует укреплению морали, помогает адаптироваться человеку
-
прогностическая
- – на основе имеющихся знаний пытается спрогнозировать тенденции развития будущего
-