Галерея помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души"
-
Манилов
-
Имя образовано от глагола "манить", "заманивать"
-
Ленивый, склонный к бесплодной мечтательности, прожектёрству, сентиментальности
-
Портрет построен по принципу нагнетания положительных качеств до избытка, переходящего в отрицательное.
-
Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности к жизни
-
"Маниловщина" - склонность к созданию химер, псевдофилософствованию
-
-
Собакевич
-
В имени героя - зоологическое уподобление
-
Походит на "средней величины медведя"
-
Помещик-кулак, отличается грубостью и прямолинейностью, за глаза плохо отзывается обо всех, неприветливый, неуклюжий
-
В имении Собакевича симметрия борется с удобством: лишние окна забиты, мешавшая колонна убрана, мебель грубая, но прочная
-
-
Коробочка
-
Значение имени: бережливость, недоверчивость, скудоумие, упрямство
-
Интересы сосредоточены на хозяйстве
-
Мелочность, ограниченность интересов Коробочки подчёркивается птичье-животными образами
-
В образе Коробочки Гоголь изображает "дубинноголовость" - упрянство, закостенелость в своей ограниченности
-
-
Плюшкин
-
Плюшка - символ довольства, избытка - контрастирует с безрадостным существованием помещика
-
Изображён с помощью гиперболизации, бесполое существо
-
Гоголь даёт образ Плюшкина в развитии - показывает постепенную деградацию, в результате которой бережливый хозяин превращается в "прореху на человечестве"
-
-
Ноздрёв
-
Фамилия - метонимия: "совать нос не в своё дело", "держать нос по ветру", "остаться с носом"
-
Портрет основан на метонимии (бакенбарды)
-
"Разбитной малый", кутила, вечно попадающий в неприятные ситуации, главная страсть - "нагадить ближнему"
-