Loading...

Галерея помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души"

  • Манилов 

    • Имя образовано от глагола "манить", "заманивать"

    • Ленивый, склонный к бесплодной мечтательности, прожектёрству, сентиментальности

    • Портрет построен по принципу нагнетания положительных качеств до избытка, переходящего в отрицательное.

    • Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности к жизни

    • "Маниловщина" - склонность к созданию химер, псевдофилософствованию

  • Собакевич

    • В имени героя - зоологическое уподобление

    • Походит на "средней величины медведя"

    • Помещик-кулак, отличается грубостью и прямолинейностью, за глаза плохо отзывается обо всех, неприветливый, неуклюжий

    • В имении Собакевича симметрия борется с удобством: лишние окна забиты, мешавшая колонна убрана, мебель грубая, но прочная

  • Коробочка

    • Значение имени: бережливость, недоверчивость, скудоумие, упрямство

    • Интересы сосредоточены на хозяйстве

    • Мелочность, ограниченность интересов Коробочки подчёркивается птичье-животными образами

    • В образе Коробочки Гоголь изображает "дубинноголовость" - упрянство, закостенелость в своей ограниченности

  • Плюшкин

    • Плюшка - символ довольства, избытка - контрастирует с безрадостным существованием помещика

    • Изображён с помощью гиперболизации, бесполое существо

    • Гоголь даёт образ Плюшкина в развитии - показывает постепенную деградацию, в результате которой бережливый хозяин превращается в "прореху на человечестве"

  • Ноздрёв

    • Фамилия - метонимия: "совать нос не в своё дело", "держать нос по ветру", "остаться с носом"

    • Портрет основан на метонимии (бакенбарды)

    • "Разбитной малый", кутила, вечно попадающий в неприятные ситуации, главная страсть - "нагадить ближнему"