Loading...

Психологические и педагогические условия эффективного развития взаимодействия с окружающим миром при нарушениях опорно-двигательного аппарата разного генеза

  • Чему способствуют психолого-педагогические условия? 1. Успешной адаптации к образовательной среде 2. Развитию познавательной активности и учебных навыков 3. Формированию положительной «Я-концепции» и эмоциональной устойчивости 4. Социализации и развитию коммуникативных навыков 5. Профилактике утомляемости и вторичных нарушений здоровья 6. Развитию компенсаторных и реабилитационных возможностей 7. Повышению мотивации к обучению и личностному росту
    • Врожденная патология и заболевания ОДА
      • Хондродистрофия и мышечные дистрофии
        • Психологические условия
          1. Формирование позитивной самооценки и устойчивой Я-концепции
          Поддержка принятия собственного тела и особенностей внешности (особенно актуально при хондродистрофии).
          Акцент на интеллектуальных, творческих, коммуникативных достижениях как источниках самоуважения.
          Профилактика стигматизации и формирования чувства «инаковости» через позитивное окружение.
          2. Эмоциональная поддержка и снижение тревожности
          Создание безопасной эмоциональной среды в семье и образовательном учреждении.
          Психологическое сопровождение при осознании прогрессирования заболевания (особенно при мышечных дистрофиях).
          Работа с фрустрацией, связанной с потерей двигательных функций или невозможностью участвовать в типичных детских активностях.
          3. Развитие мотивации к активной жизненной позиции
          Поддержка стремления к самостоятельности и личной ответственности.
          Формирование установки на достижение целей в доступных сферах (учёба, искусство, общение, цифровые технологии).
          Вовлечение в принятие решений, касающихся собственной жизни и реабилитации.
          4. Социальная интеграция и развитие коммуникативных навыков
          Создание возможностей для общения со сверстниками вне зависимости от физических различий.
          Формирование навыков ассертивного поведения, умения отстаивать свои интересы.
          Развитие эмпатии и социального интеллекта для построения устойчивых отношений.

        • Педагогические условия
          1. Индивидуализация образовательного процесса
          Учёт специфики заболевания: при хондродистрофии — особенности опорно-двигательного аппарата; при мышечных дистрофиях — прогрессирующее снижение мышечной силы, утомляемость.
          Гибкий график занятий, возможность дистанционного обучения при необходимости.
          Адаптация объёма и темпа учебной нагрузки.
          2. Создание доступной и инклюзивной образовательной среды
          Физическая доступность: пандусы, специальная мебель, адаптированные санузлы, лифты.
          Использование технических средств реабилитации: коляски, экзоскелеты, компьютерные адаптеры, голосовые интерфейсы.
          Учёт эргономических требований при организации рабочего места.
          3. Применение компенсаторно-развивающих педагогических технологий
          Использование цифровых образовательных ресурсов, интерактивных платформ, виртуальных лабораторий.
          Развитие когнитивных функций через игровые, проектные и исследовательские методы.
          Поддержка мелкой моторики и координации (при сохранённых возможностях) через арт-терапию, конструирование, письмо с адаптированными инструментами.
          4. Интеграция в коллектив и совместную деятельность
          Организация инклюзивных мероприятий: совместные проекты, праздники, экскурсии с учётом возможностей всех участников.
          Формирование культуры толерантности и уважения к различиям среди сверстников.
          Поддержка участия в школьном самоуправлении, клубах по интересам, онлайн-сообществах.
          5. Междисциплинарное сопровождение
          Тесное взаимодействие педагогов, школьных психологов, дефектологов, логопедов, врачей и реабилитологов.
          Совместная разработка и корректировка индивидуального плана развития и поддержки (ИПП).
          Постоянный мониторинг психоэмоционального состояния и учебных достижений.
          6. Развитие познавательной активности и расширение жизненного опыта
          Обеспечение доступа к информации об окружающем мире через альтернативные каналы восприятия (аудиокниги, виртуальные экскурсии, документальные фильмы).
          Поощрение любознательности, критического мышления и исследовательской активности.
          Поддержка интереса к будущей профессиональной деятельности с учётом возможностей и ограничений.

    • Нарушения ОДА, вызванные органическими поражениями различных отделов ЦНС
      • ДЦП

        • Психологические условия:
          1. Создание благоприятной социально-педагогической среды
          ( Для детей с ДЦП необходимо организовать развивающую среду, которая включает специально организованное предметно-игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития)
        • 2. Индивидуальный подход
          (Для каждого ребёнка с ДЦП нужно разрабатывать индивидуальные программы, учитывая его специфические потребности)

        • 3. Использование различных методов обучения
          (На занятиях применяют словесные, наглядные и практические методы. Особое место в системе коррекции занимают сюжетно-ролевые игры и развивающие дидактические игры)

        • 4. Компенсация двигательных ограничений через сенсорное и когнитивное развитие

        • 5. Формирование навыков саморегуляции и снижение тревожности

        • Педагогические условия:
          1. Индивидуализация образовательного процесса
          Разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) с учетом:

          уровня физической активности,
          особенностей восприятия и мышления,
          речевых и коммуникативных возможностей.
        • 2. Мультисенсорный подход в обучении
          Обучение через все доступные каналы восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние, движение.

        • 3. Использование вспомогательных технологий и средств реабилитации
          Ортопедические средства (ходунки, стулья, фиксаторы) - для обеспечения устойчивой позы во время занятий.
          Альтернативные и дополняющие средства коммуникации (АДСК) - если речь затруднена: карточки, планшеты с пиктограммами, глазные трекеры.
          Технические средства обучения (ТСО) - интерактивные доски, сенсорные столы, адаптированные манипуляторы (джойстики, кнопки, сенсорные панели).

        • 4. Социально-коммуникативная среда
          Организация совместной деятельности со сверстниками (в парах, малых группах).
          Проведение инклюзивных мероприятий, где дети с ДЦП и без нарушений взаимодействуют на равных (театр, выставка, праздник).

        • 5. Системное взаимодействие специалистов и семьи
          Командный подход: учитель-дефектолог, логопед, психолог, ЛФК, массажист, ортопед, педагог, родители работают по единому плану.
          Работа с семьёй: обучение родителей методам сопровождения, создание «домашней развивающей среды», поддержка эмоционального состояния родителей.

      • Полиомиелит
        • Психологические условия:
          Психологические условия включают занятия с психологом, в том числе для родителей ребёнка. Также может использоваться музыкотерапия.

          Педагогические условия:
          1.Индивидуализация образовательного процесса
          Учет особенностей физического и психического развития при построении учебного процесса.
          Разработка индивидуальных образовательных маршрутов с акцентом на доступные формы деятельности.

          2.Использование компенсаторно-развивающих технологий
          Применение специальных методик и средств (в том числе цифровых), компенсирующих двигательные нарушения.
          Развитие мелкой моторики, координации, зрительно-моторной интеграции через адаптированные задания.

          3.Создание доступной образовательной среды
          Обеспечение физической доступности учебных помещений (пандусы, лифты, специальная мебель).
          Использование технических средств реабилитации (коляски, ортезы, компьютерные адаптеры).

          4.Интеграция в образовательную среду
          Включение в совместную деятельность с другими детьми (проекты, игры, внеклассные мероприятия).

          5.Сотрудничество с семьёй и специалистами
          Тесное взаимодействие педагогов, психологов, логопедов, реабилитологов и родителей.
          Проведение регулярных консилиумов для корректировки стратегии сопровождения.

          6.Развитие когнитивной и познавательной активности
          Стимулирование любознательности, исследовательского поведения, интереса к окружающему миру через доступные формы познания (чтение, наблюдение, эксперименты, виртуальные экскурсии и др.).
    • Приобретенные заболевания и повреждения ОДА
      • Рахит, сколиоз, плоскостопие

        • Учёт психологических особенностей: Процесс обучения и воспитания строится с учётом закономерностей развития психики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
          Стимуляция познавательной активности. Необходимо развивать общую и ручную моторику, психомоторные функции и межсенсорные связи, обогащать сенсорный опыт ребёнка и развивать все виды восприятия.
          Формирование чувства самоконтроля. Нужно учить ребёнка следить за правильным положением тела.
          Развитие эмоционально-волевой сферы. Важно корректировать недостатки формирующейся личности, снимать психологическую напряжённость и создавать оптимистическое настроение.
          Использование игровой деятельности. Во время игр сложные и разнообразные движения задействуют все мышечные группы, что способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата.
          Организация детского общения. Необходимо помогать наладить отношения между детьми, привлекать их внимание к субъективным качествам друг друга.