Психологические и педагогические условия эффективного развития взаимодействия с окружающим миром при нарушениях опорно-двигательного аппарата разного генеза
-
Врожденная патология и заболевания ОДА
-
Хондродистрофия и мышечные дистрофии
-
Психологические условия
1. Формирование позитивной самооценки и устойчивой Я-концепции
Поддержка принятия собственного тела и особенностей внешности (особенно актуально при хондродистрофии).
Акцент на интеллектуальных, творческих, коммуникативных достижениях как источниках самоуважения.
Профилактика стигматизации и формирования чувства «инаковости» через позитивное окружение.
2. Эмоциональная поддержка и снижение тревожности
Создание безопасной эмоциональной среды в семье и образовательном учреждении.
Психологическое сопровождение при осознании прогрессирования заболевания (особенно при мышечных дистрофиях).
Работа с фрустрацией, связанной с потерей двигательных функций или невозможностью участвовать в типичных детских активностях.
3. Развитие мотивации к активной жизненной позиции
Поддержка стремления к самостоятельности и личной ответственности.
Формирование установки на достижение целей в доступных сферах (учёба, искусство, общение, цифровые технологии).
Вовлечение в принятие решений, касающихся собственной жизни и реабилитации.
4. Социальная интеграция и развитие коммуникативных навыков
Создание возможностей для общения со сверстниками вне зависимости от физических различий.
Формирование навыков ассертивного поведения, умения отстаивать свои интересы.
Развитие эмпатии и социального интеллекта для построения устойчивых отношений. -
Педагогические условия
1. Индивидуализация образовательного процесса
Учёт специфики заболевания: при хондродистрофии — особенности опорно-двигательного аппарата; при мышечных дистрофиях — прогрессирующее снижение мышечной силы, утомляемость.
Гибкий график занятий, возможность дистанционного обучения при необходимости.
Адаптация объёма и темпа учебной нагрузки.
2. Создание доступной и инклюзивной образовательной среды
Физическая доступность: пандусы, специальная мебель, адаптированные санузлы, лифты.
Использование технических средств реабилитации: коляски, экзоскелеты, компьютерные адаптеры, голосовые интерфейсы.
Учёт эргономических требований при организации рабочего места.
3. Применение компенсаторно-развивающих педагогических технологий
Использование цифровых образовательных ресурсов, интерактивных платформ, виртуальных лабораторий.
Развитие когнитивных функций через игровые, проектные и исследовательские методы.
Поддержка мелкой моторики и координации (при сохранённых возможностях) через арт-терапию, конструирование, письмо с адаптированными инструментами.
4. Интеграция в коллектив и совместную деятельность
Организация инклюзивных мероприятий: совместные проекты, праздники, экскурсии с учётом возможностей всех участников.
Формирование культуры толерантности и уважения к различиям среди сверстников.
Поддержка участия в школьном самоуправлении, клубах по интересам, онлайн-сообществах.
5. Междисциплинарное сопровождение
Тесное взаимодействие педагогов, школьных психологов, дефектологов, логопедов, врачей и реабилитологов.
Совместная разработка и корректировка индивидуального плана развития и поддержки (ИПП).
Постоянный мониторинг психоэмоционального состояния и учебных достижений.
6. Развитие познавательной активности и расширение жизненного опыта
Обеспечение доступа к информации об окружающем мире через альтернативные каналы восприятия (аудиокниги, виртуальные экскурсии, документальные фильмы).
Поощрение любознательности, критического мышления и исследовательской активности.
Поддержка интереса к будущей профессиональной деятельности с учётом возможностей и ограничений.
-
-
-
Нарушения ОДА, вызванные органическими поражениями различных отделов ЦНС
-
ДЦП
-
Психологические условия:1. Создание благоприятной социально-педагогической среды
( Для детей с ДЦП необходимо организовать развивающую среду, которая включает специально организованное предметно-игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития) -
2. Индивидуальный подход
(Для каждого ребёнка с ДЦП нужно разрабатывать индивидуальные программы, учитывая его специфические потребности) -
3. Использование различных методов обучения
(На занятиях применяют словесные, наглядные и практические методы. Особое место в системе коррекции занимают сюжетно-ролевые игры и развивающие дидактические игры) -
4. Компенсация двигательных ограничений через сенсорное и когнитивное развитие
-
5. Формирование навыков саморегуляции и снижение тревожности
-
Педагогические условия:1. Индивидуализация образовательного процесса
Разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) с учетом:
уровня физической активности,
особенностей восприятия и мышления,
речевых и коммуникативных возможностей. -
2. Мультисенсорный подход в обучении
Обучение через все доступные каналы восприятия: зрение, слух, осязание, обоняние, движение. -
3. Использование вспомогательных технологий и средств реабилитации
Ортопедические средства (ходунки, стулья, фиксаторы) - для обеспечения устойчивой позы во время занятий.
Альтернативные и дополняющие средства коммуникации (АДСК) - если речь затруднена: карточки, планшеты с пиктограммами, глазные трекеры.
Технические средства обучения (ТСО) - интерактивные доски, сенсорные столы, адаптированные манипуляторы (джойстики, кнопки, сенсорные панели). -
4. Социально-коммуникативная среда
Организация совместной деятельности со сверстниками (в парах, малых группах).
Проведение инклюзивных мероприятий, где дети с ДЦП и без нарушений взаимодействуют на равных (театр, выставка, праздник). -
5. Системное взаимодействие специалистов и семьи
Командный подход: учитель-дефектолог, логопед, психолог, ЛФК, массажист, ортопед, педагог, родители работают по единому плану.
Работа с семьёй: обучение родителей методам сопровождения, создание «домашней развивающей среды», поддержка эмоционального состояния родителей.
-
-
Полиомиелит
- Психологические условия:
Психологические условия включают занятия с психологом, в том числе для родителей ребёнка. Также может использоваться музыкотерапия.
Педагогические условия:
1.Индивидуализация образовательного процесса
Учет особенностей физического и психического развития при построении учебного процесса.
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов с акцентом на доступные формы деятельности.
2.Использование компенсаторно-развивающих технологий
Применение специальных методик и средств (в том числе цифровых), компенсирующих двигательные нарушения.
Развитие мелкой моторики, координации, зрительно-моторной интеграции через адаптированные задания.
3.Создание доступной образовательной среды
Обеспечение физической доступности учебных помещений (пандусы, лифты, специальная мебель).
Использование технических средств реабилитации (коляски, ортезы, компьютерные адаптеры).
4.Интеграция в образовательную среду
Включение в совместную деятельность с другими детьми (проекты, игры, внеклассные мероприятия).
5.Сотрудничество с семьёй и специалистами
Тесное взаимодействие педагогов, психологов, логопедов, реабилитологов и родителей.
Проведение регулярных консилиумов для корректировки стратегии сопровождения.
6.Развитие когнитивной и познавательной активности
Стимулирование любознательности, исследовательского поведения, интереса к окружающему миру через доступные формы познания (чтение, наблюдение, эксперименты, виртуальные экскурсии и др.).
- Психологические условия:
-
-
Приобретенные заболевания и повреждения ОДА
-
Рахит, сколиоз, плоскостопие
- Учёт психологических особенностей: Процесс обучения и воспитания строится с учётом закономерностей развития психики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Стимуляция познавательной активности. Необходимо развивать общую и ручную моторику, психомоторные функции и межсенсорные связи, обогащать сенсорный опыт ребёнка и развивать все виды восприятия.
Формирование чувства самоконтроля. Нужно учить ребёнка следить за правильным положением тела.
Развитие эмоционально-волевой сферы. Важно корректировать недостатки формирующейся личности, снимать психологическую напряжённость и создавать оптимистическое настроение.
Использование игровой деятельности. Во время игр сложные и разнообразные движения задействуют все мышечные группы, что способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата.
Организация детского общения. Необходимо помогать наладить отношения между детьми, привлекать их внимание к субъективным качествам друг друга.
- Учёт психологических особенностей: Процесс обучения и воспитания строится с учётом закономерностей развития психики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
-