Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
-
1) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» в контексте литературного процесса 1860-70-х гг. и в творчестве Н.А. Некрасова (сквозные темы, идеи, образы
-
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова — итог творческого пути поэта, глубокое художественное исследование народной жизни, поднимающее важнейшие проблемы эпохи.
-
Сквозные темы произведения: судьба России, тяжёлая доля народа, последствия крестьянской реформы 1861 года.
-
Некоторые сквозные образы:
-
Семеро мужиков, которые в поэме ищут человека счастливого, — своеобразный собирательный образ. Отдельная судьба каждого как бы сливается в одну общую, олицетворяя единство народа, его мудрость.
-
Гриша Добросклонов — единственный счастливый человек в поэме, идейный борец и патриот своей страны. — истинно русский богатырь, обладающий необычной силой, как физической, так и моральной.
-
Ермила Гирин — «народный заступник», который бьётся за правду и добро; он честен и неподкупен.
-
-
-
Главная идея поэмы: настоящее счастье возможно лишь для того, кто не думает о себе и готов потратить всю свою жизнь для счастья всеобщего.
-
-
4) Реалистическая типология крестьянских характеров в поэме
-
«Люди холопского звания» (Ипат, Егор Шутов, Глеб и другие). Некрасов говорит о них с горечью и презрением. Эти люди не пытаются сделать свою жизнь лучше, их устраивает то рабское положение, в котором они находятся.
-
Правдолюбцы (Яким Нагой, Агап Петров). Они не так сильны, но их не устраивает их жизнь. Они борются за правду, за свободу.
-
Образ Матрены Тимофеевны связан с предшествующими произведениями Некрасова о русской крестьянке тем, что в нём автор показывает всю тяжесть «женской доли». Эта тема прослеживается во всём творчестве Некрасова, однако нигде образ русской крестьянки не был описан с такой нежностью и участием, так правдиво и тонко.
-
Савелий в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — тип народного бунтаря. Эпический характер образа Савелия заключается в том, что он воплощает физическую силу народа-богатыря, способную сломать, «покорёжить» что угодно. Символический смысл легенды о Кудеяре в поэме заключается в том, что Некрасов через неё ищет ответ на философский вопрос о том, можно ли с помощью зла победить большее зло.
-
-
5) Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова и его смысловая роль в поэме.
-
Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» характеризуется тем, что герой не согласен покориться судьбе и вести печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей вокруг него. Он выбирает для себя иной путь, становится народным заступником.
-
Смысловая роль образа Гриши Добросклонова заключается в том, что он вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа. Герой понимает, что для России теперь есть только один выход — радикальные изменения общественного строя.
-
В этом образе соединяются и обобщаются все лучшие качества — доброта, ум, чувство собственного достоинства, человеколюбие, готовность страдать ради счастья других. В то же время он является натурой цельной, гармоничной, не знающей противоречий. Именно такой человек нужен России, только он сможет повести за собой людей, чтобы те обрели на земле рай
-
-
2) Жанровое своеобразие «Кому на Руси жить хорошо» как эпоса народной жизни. Синтетический характер жанра. Характерные признаки эпопеи.
-
Жанровое своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — поэма-эпопея. Это произведение, описывающее жизнь целого народа во время какого-либо значительного исторического события.
- Жанровое своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — поэма-эпопея. Это произведение, описывающее жизнь целого народа во время какого-либо значительного исторического события.
-
Характерные признаки эпопеи в поэме
-
Композиция. Произведение состоит из отдельных частей и глав, которые внешне связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить вопрос: кому на Руси жить хорошо?
-
Неспешное движение сюжета.
-
Пространственная широта изображённого мира. Это вся Русь.
-
Многочисленность героев.
-
Огромная временная, историческая протяжённость. В поэме описывается не только настоящее, но и недавнее прошлое, и более далёкое — народные песни из «Пира на весь мир» не имеют определённой временной приуроченности.
-
Уход автора от своей лирической субъективности. Рассказчиком и наблюдателем в поэме становится сам народ.
-
-
-
6) Проблема «счастья» в поэме.
-
Проблема счастья — центральная в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Именно этот вопрос водит семь странников по России и заставляет их одного за другим перебирать «кандидатов» в счастливые.
-
Рассуждения о счастье описываются в виде спора. Каждый из путников говорит о счастье в своём собственном понимании. Например, поп видит своё счастье в покое, чести и богатстве. Для помещика Гаврилы Афанасьевича счастье — в неограниченной власти над мужиком. Для крестьян счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые.
-
Постепенно странники осознают, что счастье — категория не материальная, не связанная с земным благополучием и даже земным существованием. История следующего «счастливого», Ермилы Гирина, окончательно убеждает их в этом. В какой бы должности ни оказывался Ермил Гирин — писаря, бурмистра, мельника, — он неизменно живёт интересами народа, остаётся честен и справедлив к простому люду.
-
Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Из-за тяжёлой жизни он с самого детства решает, что будет бороться за счастье народа. Он верит в счастливое будущее своего родного края, и именно в этом — счастье самого Гриши.
-
-
3) Композиция поэмы. Своеобразие сюжета, его фольклорные истоки. «Пролог» и художественная функция семерых странников.
-
Композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо» строится по законам классической эпопеи: произведение состоит из отдельных частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо.
- Композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо» строится по законам классической эпопеи: произведение состоит из отдельных частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо.
-
Своеобразие сюжета поэмы заключается в том, что он близок к народному сказу о поисках счастья и правды
- Своеобразие сюжета поэмы заключается в том, что он близок к народному сказу о поисках счастья и правды
-
Фольклорные истоки произведения очевидны: в прологе поэмы звучат традиционные сказочные мотивы: герои встречают говорящую птицу пеночку, которая исполняет их желания, рассказывая, где достать скатерть-самобранку.
-
Пролог является экспозицией поэмы, где встречаются герои, семь мужиков из разных деревень. Следом происходит завязка действия: после возникшего спора герои дают клятву не возвращаться в родные края, пока не найдут виновника спора, того, «кому на Руси жить хорошо».
- Пролог является экспозицией поэмы, где встречаются герои, семь мужиков из разных деревень. Следом происходит завязка действия: после возникшего спора герои дают клятву не возвращаться в родные края, пока не найдут виновника спора, того, «кому на Руси жить хорошо».
-
Художественная функция семерых странников заключается в том, что они — своеобразный собирательный образ, отдельная судьба каждого как бы сливается в одну общую, олицетворяя единство народа, его мудрость.
-