Loading...

Mind map: Способности 

  • Подходы к пониманию способностей

    • Деятельностный (Б.М. Теплов) - акцент на динамическом аспекте

      • Способности - индивидуально-психологические особенности

      • Соотношение способностей с эффективностью деятельности нелинейно и неоднозначно: они имеют отношение к качеству результата, но не обеспечивают автоматизм деятельности

      • Способность не сводится к простой суме знаний, умений и навыков (можно уметь, но не быть способным)

      • Способность обеспечивает быстроту и легкость достижения эффективности деятельности

    • Знаниевый (В.А. Крутецкий) - акцент на операциональном аспекте

      • Способности фактически приравниваются к наличному уровню знаний, умений и навыков
  • Степени развития способностей

    • Задатки - природная предпосылка способности; анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе развития способностей

      • Врожденны и статичны

      • Не означают автоматическое проявление способностей

      • Получают определенность, будучи включенными в деятельность

    • Способности

      • Общие - связаны с выполнением ведущих форм человеческой деятельности (общий интеллект, креативность) 

      • Специальные - связаны с отдельными видами деятельности (музыкальные, художественные)

    • Одаренность - качественно своеобразное, личноостное сочетание способностей, как и способность, существует в развитии

      • Общая

      • Специальная

    • Талант - высокая степень развития одаренности (выдающиеся успехи, высокая работоспособность, оригинальность)

    • Гениальность - качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта (уникальность, высочайшее творчество, открытие ранее неизведанного)