Mind map: Способности
-
Подходы к пониманию способностей
-
Деятельностный (Б.М. Теплов) - акцент на динамическом аспекте
-
Способности - индивидуально-психологические особенности
-
Соотношение способностей с эффективностью деятельности нелинейно и неоднозначно: они имеют отношение к качеству результата, но не обеспечивают автоматизм деятельности
-
Способность не сводится к простой суме знаний, умений и навыков (можно уметь, но не быть способным)
-
Способность обеспечивает быстроту и легкость достижения эффективности деятельности
-
-
Знаниевый (В.А. Крутецкий) - акцент на операциональном аспекте
- Способности фактически приравниваются к наличному уровню знаний, умений и навыков
-
-
Степени развития способностей
-
Задатки - природная предпосылка способности; анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе развития способностей
-
Врожденны и статичны
-
Не означают автоматическое проявление способностей
-
Получают определенность, будучи включенными в деятельность
-
-
Способности
-
Общие - связаны с выполнением ведущих форм человеческой деятельности (общий интеллект, креативность)
-
Специальные - связаны с отдельными видами деятельности (музыкальные, художественные)
-
-
Одаренность - качественно своеобразное, личноостное сочетание способностей, как и способность, существует в развитии
-
Общая
-
Специальная
-
-
Талант - высокая степень развития одаренности (выдающиеся успехи, высокая работоспособность, оригинальность)
-
Гениальность - качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта (уникальность, высочайшее творчество, открытие ранее неизведанного)
-