Loading...

Система дополнительного образования детей (ДОД)

  • Лекция 3. Концептуальная основа деятельности системы ДОД

    • Группы

      • Первая группа

        • Доп. образование - самостоятельная образовательная сфера.

          • В.В. Абраухова, Г.П. Буданова, Г.И. Гузева, Т.В. Пальчикова, В.А. Горский, А.Я. Журкина, и т.д.
      • Вторая группа

        • Доп. образование - часть общей системы образования

          • В.В. Абраухова, В.П. Голованов, В.А. Горский, А.В. Скачков, Н.И. Фуникова, Л.Н. Ходунова, В.Я. Ясвин и т.д.
      • Третья группа

        • Доп. образование - процесс

          • В.В. Абраухова, В.П. Голованов, В.А. Горский, А.В. Скачков, Н.И. Фуникова, Л.Н. Ходунова, В.Я. Ясвин и т.д.
      • Четвертая группа

        • Доп. образование - пространство

          • Л.Г. Логинова, А.Я. Журкина, Н.А. Нефедова, В.А. Горский, Л.Ю. Ляшко, В.В. Усанов
      • Пятая группа

        • Доп. образование - социально-педагогический процесс

          • А.В. Егорова, Е.В. Смольников, В.А. Горский
      • Шестая группа

        • Доп. образование - уникальное педагогическое явление

          • Е.В. Смольников, М.И. Чеков, В.А. Горский, А.Я. Журкина, Л.Я. Ляшко, В.В. Усанов
      • Седьмая группа

        • Доп. образование - система

          • А.В. Егорова, Е.В. Смольников, М.И. Чеков
      • Восьмая группа

        • Доп. образование - технология

          • М.И. Болотова, О.Г. Тавстуха, А.И. Щетинская
    • Особенности организации ДОД

        • Свобода выбора ребенком всех составляющих ДОД
          - Главное организующее начало не урок, а творчество
          - Особые педагогические технологии реализациии
          - Разнообразные формы организации 
          - Возможность индивидуальной работы с детьми
          - Особый тип отношений педагога с детьми
    • Принципы организации ДОД в России

      • Принцип дополнительности

      • Принцип неформальности

      • Принцип личной детерминации

      • Принцип индивидуализации образования

      • Принцип вариативности образования

      • Принцип преемственности и непрерывности образования

      • Принцип гуманизациии образования

      • Принцип диверсификации

      • Принцип единства обучения, воспитания и развития

  • Дополнительное образование - это...

    • Вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
  • Лекция 1. Особенности системы ДОД

    • Особенности системы ДОД 

      • Направленность программ ДО на всестороннее удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей и развитие интересов, предпочтений, склонностей, творческого потенциала ребенка, его самоопределение, самореализацию и социализацию.

      • ДО реализуется в сфере свободного времени человека.

      • Осуществляется в организациях ДО по ДОП.

      • ДО - это вид образования, который не сопровождается повышением уровня образования.

      • Освоение добровольно избранного вида деятельности.

      • Не регламентируется стандартами. Содержание определяется соц. заказом детей, их родителей, соц. институтов.

      • Предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях.

      • Практикоориентированность содержания ДО

      • Главное организующее начало не урок, а творчество в различных его проявлениях.

      • Учебные занятие проходят в разновозрастных группах детей, объединенных по интересам.

      • Численный состав групп определяется целесообразностью вида деятельности, занятия составляются с учетом интересов и возможностей детей; возможность индивидуальной работы с детьми.

      • Стиль отношений педагога с обучающими - на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, демократии и свободы.

    • Подходы к периодизации развития ДО

      • О.Е. Лебедев, М.В. Катунова, В.А. Березина, В.П. Голованов, Л.Ю. Круглова и др. 

          • Дореволюционный (внешкольное образование) - конец 19 - начало 20 века.
            - Советский (внешкольное воспитание) - 40-80-е гг.
            -  Современный (ДОД) с 1992 г. по настоящее время.
      • Е.В. Смольников

          • Возникновение (1905-1917гг.)
            - Становление (1918-1939гг.)
            - Развитие (1940-1960гг.)
            - Спад (1987-1992гг.)
            - Стабилизация (с 1993г. по наст. время)
    • История развития ДОД

      • Зарождение системы внешкольного воспитания в дореволюционный период (к. 18 - н. 20в)

        • Первые пропагандисты и исследователи внешкольного образования:

          Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, К.Н. Вентцель, Н.И. Пирогов, Е.Н. Медынский и др.

        • Основные функции внешкольного образования:
          - образовательная,
          - культурно-досуговая.

        • Основные формы внешкольного образования: 
          - публичные лекции, вечерние школы,
          - народные библиотеки и театры,
          - народные университеты,
          - профессиональные курсы.

      • Становление внешкольного воспитания в послереволюционный период (1918-1940гг.)

        • А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, З.И.Равкин, В.Н.Сорока-Росинский

        • Появление первых домов пионеров.

          Первые примеры внешкольного образования в России - добровольная деятельность интеллигенции по просвещению и воспитанию взрослых и детей, которая в последствии стала называться "внешкольным образованием".

        • Внешкольное образование в 20-30-е гг. 20 века.

          • Основные принципы внешкольного образования и воспитания в 20-30-е гг. 20 века:

            - Поддержка и содействие творческой самодеятельности широких масс населения и ведение культурно-просветительской работы.
            - Общедоступностью.
            - Планомерность и согласованность работы.
            - Соблюдение принципов светскости.
            - Ведение внешкольного образования на родном языке народностей, входящих в состав РСФСР

          • Замена внешкольного образования на внешкольное воспитание, которое должно было способствовать развитию пионерского движения.

            Основные формы:

            детские лагеря отдыха, школы-клубы, опытные станции, избы-читальни, трудовые коммуны, детские театры и библиотеки, научные и экскурсионные станции, туристские и краеведческие центры, спортивные клубы.

          • Направления внешкольной работы:

            -учебно-кружковая работа,
            - массовая работа,
            - методическая работа.

          • Особенности внешкольного воспитания:

            1. Расширение спектра задач в свете революционных идей.
            2. определение основных функций: социально-педагогическая, компенсирующая, инструктивно-методическая, организационно-массовая.
            3. Обновление содержания и форм воспитательной работы.

          • Внешкольная работа стала рассматриваться как часть общего процесса коммунистического воспитания.
            В советское время система ВВ была ориентирована на выполнение "государственного заказа".

      • Развитие ВВ в период строительства социалистического государства в СССР (1940-1970 гг.)

        • Основные функции детских учреждений:

          - Воспитательная,
          - Функция гражданского и профессионального самоопределения,
          - Коммуникативная,
          - Функция формирования духовного образа жизни,
          - Методическая,
          - Социальная

        • Основные направления деятельности:

          - Инструктивно-методическая деятельность,
          - Организационно-массовая деятельность,
          - Кружковая деятельность.

        • В 1953 г Министерство просвещения РСФСР утверждает единое Положение о внешкольных учреждениях в системе воспитания подрастающего поколения.

      • Внешкольное воспитание в 70-80-е гг. 20 века.

        • Принципы ВВ:

          - Массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам.
          - Идеологическая направленность.
          - Развитие инициативы и самодеятельности детей.
          - Общественно полезная направленность деятельности.
          - Разнообразие форм внешкольной работы.
          - Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

        • Формы ВВ:

          - Широкое распространение технических кружков и клубов, в содержании которых: радиоэлектроника, автоматика, телемеханика, биохимия, генетика, космонавтика.

          - Появляются профильные клубы, научные общества учащихся, пионерские театры, ансамбли и т.д.

      • Дополнительное образование в 90-х гг. 20 века.

        • Закон РФ "Об образовании" с 1992 г. - начат процесс видоизменения системы внешкольной работы.

        • Главные особенности внешкольных учреждений, отличающие их от школы:

          - свобода выбора деятельности, педагога, обучающей программы.
          - возможность менять виды деятельности, коллектив, педагога.
          - главное образующее начало не урок, а творчество в различных проявлениях.
          - между ребенком и педагогом - особые взаимоотношения сотрудничества и сотворчества.
          - ДО позволяет ребенку найти свое место в жизни, получить допрофессиональную или начальную профессиональную подготовку.
          - отпадает функция идеологического воспитания, направленная на формирование заранее заданной мировоззренческой позиции.
          - значимой функцией становится выявление и поддержка детей, способных к творческой деятельности.
          - ведущей становится функция образования.
          - функции самоопределения, формирования духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей детей сохранились, но изменился подход к ним.

      • Дополнительное образование конца 1990-х годов по настоящее время.

        • Переход от внешкольного воспитания к дополнительному образованию:

          - Совершенствование законодательной базы, приведение нормативного правового обеспечения системы в соответствие с российским законодательством.
          - Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения учащимися ДО, достижение эффективности и качества ДО.
          - Сохранение единого обр. пространства на основе взаимосвязи, преемственности содержания основного и ДОД.
          - Сохранение межведомственного характера ДОД.
          - Совершенствование содержания, орг. форм, методов и технологий ДОД.
          - Создание и развитие новых информационных технологий, в т.ч. дистанционного образования.
          - Гарантированное выделение средств из бюджетов всех уровней на МТО деятельности УДОД.
          - Повышение соц. статуса и проф. совершенствования пед. и руководящих кадров системы ДОД
  • Лекция 2. Инновационные направления развития ДОД в России

    • Задачи развития системы ДОД

      • Обеспечить открытость и доступность ДО.

      • Обеспечить вариативность, разнообразие ДОП с учетом запросов, инетересов, жизненного самоопределения детей.

      • Обеспечить доступность качественного ДО для разных соц. групп, включая детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

      • Создать условия для включения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в обр. процесс УДОД по любой направленности.

      • Разрабатывать и реализовывать практико-ориентированные обр. программы, позволяющие проектировать ИОМ ребенка с учетом направлений соц.-экономического развития субъектов РФ.

      • Обеспечить взаимодействие ДОД с общим образованием и профессиональным образованием.

      • Использовать потенциал ДО для воспитания и ранней профессиональной ориентации обучающихся.

    • Федеральный проект "Успех каждого ребенка"

      • 01.11.2018 - 31.12.2024

        - Обновление содержания ДО всех направленностей
        - Повышение качества и вариативности обр. программ и их реализацию в сетевой форме
        - Модернизация инфраструктуры и совершенствование проф. мастерства пед. и управленческих кадров. 

      • Результаты реализации проекта к 2024 году:

        - ДО охвачено 80% детей от 5 до 18 лет
        - Созданы новые места по обр. программам всех направленностей
        - Не менее 12 млн. детей приняли участие в открытых онлайн уроках, направленных на раннюю профориентацию
        - Созданы детских технопарки "Кванториумы", в т.ч. мобильные
        - Не менее 70% детей с ОВЗ осваивают программы ДОД, в т.ч. дистанционно
        - Во всех субъектах РФ внедрена целевая модель развития региональных систем ДО
        - Региональные центры

    • Инновационные направления развития ДОД в России 

        • Автокванториум,
          - Аэрокванториум,
          - Биокванториум,
          - Геокванториум,
          - Космоквантоиум,
          - Нанокванториум,
          - Промдизайнквантум,
          - Робоквантум,
          - Энерджиквантум,
          - IT-квантум,
          - VR-квантум,
          - Data-квантум,
          - Хай-тек-цех,
          - Медиаквантум.
  • Лекция 4. Функции системы ДОД

    • Функции - это обязанности, круг деятельности, назначение.

    • Функции системы ДОД

      • Развивающая, обучающая, воспитывающая, социально-педагогическая, реабилитирующая, профилактическая, профориентационная, оздоровительная, культурообразующая, профориентационная, психотерапевтическая, информационная.
    • Направленности системы ДОД

      • Техническая,
        Художественная,
        Спортивная,
        Туристско-краеведческая,
        Естественнонаучная,
        Социально-гуманитарная.

      • Различия направленностей: 
        - Целевыми ориентирами,
        - Преобладающими видами деятельности,
        - Формами детских объединений,
        - Формами представления результатов обучения.

    • Формы организации ДОД

      • Форма - это структурно и содержательно оформленная организация взаимодействия участников образовательного процесса, направленная на решение определенных образовательных задач.

      • Формы организации ДОД:

        • Кружок

        • Клуб

        • Лаборатория

        • Студия

        • Мастерская

        • Ансамбль

        • Театр 

      • Массовые формы ДОД:

        • Праздники, акции, конкурсы, фестивали, выставки, летние лагеря, форумы и т.д.
      • Коллективные формы ДОД:

        • Тренинг, деловая игра, квест, ролевая игра и т.д.
      • Формы индивидуальной работы с детьми:

        • Тестирование, индивидуальный образовательный маршрут, консультации