Система дополнительного образования детей (ДОД)
-
Лекция 3. Концептуальная основа деятельности системы ДОД
-
Группы
-
Первая группа
-
Доп. образование - самостоятельная образовательная сфера.
- В.В. Абраухова, Г.П. Буданова, Г.И. Гузева, Т.В. Пальчикова, В.А. Горский, А.Я. Журкина, и т.д.
-
-
Вторая группа
-
Доп. образование - часть общей системы образования
- В.В. Абраухова, В.П. Голованов, В.А. Горский, А.В. Скачков, Н.И. Фуникова, Л.Н. Ходунова, В.Я. Ясвин и т.д.
-
-
Третья группа
-
Доп. образование - процесс
- В.В. Абраухова, В.П. Голованов, В.А. Горский, А.В. Скачков, Н.И. Фуникова, Л.Н. Ходунова, В.Я. Ясвин и т.д.
-
-
Четвертая группа
-
Доп. образование - пространство
- Л.Г. Логинова, А.Я. Журкина, Н.А. Нефедова, В.А. Горский, Л.Ю. Ляшко, В.В. Усанов
-
-
Пятая группа
-
Доп. образование - социально-педагогический процесс
- А.В. Егорова, Е.В. Смольников, В.А. Горский
-
-
Шестая группа
-
Доп. образование - уникальное педагогическое явление
- Е.В. Смольников, М.И. Чеков, В.А. Горский, А.Я. Журкина, Л.Я. Ляшко, В.В. Усанов
-
-
Седьмая группа
-
Доп. образование - система
- А.В. Егорова, Е.В. Смольников, М.И. Чеков
-
-
Восьмая группа
-
Доп. образование - технология
- М.И. Болотова, О.Г. Тавстуха, А.И. Щетинская
-
-
-
Особенности организации ДОД
-
- Свобода выбора ребенком всех составляющих ДОД
- Главное организующее начало не урок, а творчество
- Особые педагогические технологии реализациии
- Разнообразные формы организации
- Возможность индивидуальной работы с детьми
- Особый тип отношений педагога с детьми
- Свобода выбора ребенком всех составляющих ДОД
-
-
Принципы организации ДОД в России
-
Принцип дополнительности
-
Принцип неформальности
-
Принцип личной детерминации
-
Принцип индивидуализации образования
-
Принцип вариативности образования
-
Принцип преемственности и непрерывности образования
-
Принцип гуманизациии образования
-
Принцип диверсификации
-
Принцип единства обучения, воспитания и развития
-
-
-
Дополнительное образование - это...
- Вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
-
Лекция 1. Особенности системы ДОД
-
Особенности системы ДОД
-
Направленность программ ДО на всестороннее удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей и развитие интересов, предпочтений, склонностей, творческого потенциала ребенка, его самоопределение, самореализацию и социализацию.
-
ДО реализуется в сфере свободного времени человека.
-
Осуществляется в организациях ДО по ДОП.
-
ДО - это вид образования, который не сопровождается повышением уровня образования.
-
Освоение добровольно избранного вида деятельности.
-
Не регламентируется стандартами. Содержание определяется соц. заказом детей, их родителей, соц. институтов.
-
Предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях.
-
Практикоориентированность содержания ДО
-
Главное организующее начало не урок, а творчество в различных его проявлениях.
-
Учебные занятие проходят в разновозрастных группах детей, объединенных по интересам.
-
Численный состав групп определяется целесообразностью вида деятельности, занятия составляются с учетом интересов и возможностей детей; возможность индивидуальной работы с детьми.
-
Стиль отношений педагога с обучающими - на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, демократии и свободы.
-
-
Подходы к периодизации развития ДО
-
О.Е. Лебедев, М.В. Катунова, В.А. Березина, В.П. Голованов, Л.Ю. Круглова и др.
-
- Дореволюционный (внешкольное образование) - конец 19 - начало 20 века.
- Советский (внешкольное воспитание) - 40-80-е гг.
- Современный (ДОД) с 1992 г. по настоящее время.
- Дореволюционный (внешкольное образование) - конец 19 - начало 20 века.
-
-
Е.В. Смольников
-
- Возникновение (1905-1917гг.)
- Становление (1918-1939гг.)
- Развитие (1940-1960гг.)
- Спад (1987-1992гг.)
- Стабилизация (с 1993г. по наст. время)
- Возникновение (1905-1917гг.)
-
-
-
История развития ДОД
-
Зарождение системы внешкольного воспитания в дореволюционный период (к. 18 - н. 20в)
-
Первые пропагандисты и исследователи внешкольного образования:
Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, К.Н. Вентцель, Н.И. Пирогов, Е.Н. Медынский и др. -
Основные функции внешкольного образования:
- образовательная,
- культурно-досуговая. -
Основные формы внешкольного образования:
- публичные лекции, вечерние школы,
- народные библиотеки и театры,
- народные университеты,
- профессиональные курсы.
-
-
Становление внешкольного воспитания в послереволюционный период (1918-1940гг.)
-
А.С. Макаренко, А.П. Пинкевич, З.И.Равкин, В.Н.Сорока-Росинский
-
Появление первых домов пионеров.
Первые примеры внешкольного образования в России - добровольная деятельность интеллигенции по просвещению и воспитанию взрослых и детей, которая в последствии стала называться "внешкольным образованием". -
Внешкольное образование в 20-30-е гг. 20 века.
-
Основные принципы внешкольного образования и воспитания в 20-30-е гг. 20 века:
- Поддержка и содействие творческой самодеятельности широких масс населения и ведение культурно-просветительской работы.
- Общедоступностью.
- Планомерность и согласованность работы.
- Соблюдение принципов светскости.
- Ведение внешкольного образования на родном языке народностей, входящих в состав РСФСР -
Замена внешкольного образования на внешкольное воспитание, которое должно было способствовать развитию пионерского движения.
Основные формы:
детские лагеря отдыха, школы-клубы, опытные станции, избы-читальни, трудовые коммуны, детские театры и библиотеки, научные и экскурсионные станции, туристские и краеведческие центры, спортивные клубы. -
Направления внешкольной работы:
-учебно-кружковая работа,
- массовая работа,
- методическая работа. -
Особенности внешкольного воспитания:
1. Расширение спектра задач в свете революционных идей.
2. определение основных функций: социально-педагогическая, компенсирующая, инструктивно-методическая, организационно-массовая.
3. Обновление содержания и форм воспитательной работы. -
Внешкольная работа стала рассматриваться как часть общего процесса коммунистического воспитания.
В советское время система ВВ была ориентирована на выполнение "государственного заказа".
-
-
-
Развитие ВВ в период строительства социалистического государства в СССР (1940-1970 гг.)
-
Основные функции детских учреждений:
- Воспитательная,
- Функция гражданского и профессионального самоопределения,
- Коммуникативная,
- Функция формирования духовного образа жизни,
- Методическая,
- Социальная -
Основные направления деятельности:
- Инструктивно-методическая деятельность,
- Организационно-массовая деятельность,
- Кружковая деятельность. -
В 1953 г Министерство просвещения РСФСР утверждает единое Положение о внешкольных учреждениях в системе воспитания подрастающего поколения.
-
-
Внешкольное воспитание в 70-80-е гг. 20 века.
-
Принципы ВВ:
- Массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам.
- Идеологическая направленность.
- Развитие инициативы и самодеятельности детей.
- Общественно полезная направленность деятельности.
- Разнообразие форм внешкольной работы.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. -
Формы ВВ:
- Широкое распространение технических кружков и клубов, в содержании которых: радиоэлектроника, автоматика, телемеханика, биохимия, генетика, космонавтика.
- Появляются профильные клубы, научные общества учащихся, пионерские театры, ансамбли и т.д.
-
-
Дополнительное образование в 90-х гг. 20 века.
-
Закон РФ "Об образовании" с 1992 г. - начат процесс видоизменения системы внешкольной работы.
-
Главные особенности внешкольных учреждений, отличающие их от школы:
- свобода выбора деятельности, педагога, обучающей программы.
- возможность менять виды деятельности, коллектив, педагога.
- главное образующее начало не урок, а творчество в различных проявлениях.
- между ребенком и педагогом - особые взаимоотношения сотрудничества и сотворчества.
- ДО позволяет ребенку найти свое место в жизни, получить допрофессиональную или начальную профессиональную подготовку.
- отпадает функция идеологического воспитания, направленная на формирование заранее заданной мировоззренческой позиции.
- значимой функцией становится выявление и поддержка детей, способных к творческой деятельности.
- ведущей становится функция образования.
- функции самоопределения, формирования духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей детей сохранились, но изменился подход к ним.
-
-
Дополнительное образование конца 1990-х годов по настоящее время.
- Переход от внешкольного воспитания к дополнительному образованию:
- Совершенствование законодательной базы, приведение нормативного правового обеспечения системы в соответствие с российским законодательством.
- Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения учащимися ДО, достижение эффективности и качества ДО.
- Сохранение единого обр. пространства на основе взаимосвязи, преемственности содержания основного и ДОД.
- Сохранение межведомственного характера ДОД.
- Совершенствование содержания, орг. форм, методов и технологий ДОД.
- Создание и развитие новых информационных технологий, в т.ч. дистанционного образования.
- Гарантированное выделение средств из бюджетов всех уровней на МТО деятельности УДОД.
- Повышение соц. статуса и проф. совершенствования пед. и руководящих кадров системы ДОД
- Переход от внешкольного воспитания к дополнительному образованию:
-
-
-
Лекция 2. Инновационные направления развития ДОД в России
-
Задачи развития системы ДОД
-
Обеспечить открытость и доступность ДО.
-
Обеспечить вариативность, разнообразие ДОП с учетом запросов, инетересов, жизненного самоопределения детей.
-
Обеспечить доступность качественного ДО для разных соц. групп, включая детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
-
Создать условия для включения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в обр. процесс УДОД по любой направленности.
-
Разрабатывать и реализовывать практико-ориентированные обр. программы, позволяющие проектировать ИОМ ребенка с учетом направлений соц.-экономического развития субъектов РФ.
-
Обеспечить взаимодействие ДОД с общим образованием и профессиональным образованием.
-
Использовать потенциал ДО для воспитания и ранней профессиональной ориентации обучающихся.
-
-
Федеральный проект "Успех каждого ребенка"
-
01.11.2018 - 31.12.2024
- Обновление содержания ДО всех направленностей
- Повышение качества и вариативности обр. программ и их реализацию в сетевой форме
- Модернизация инфраструктуры и совершенствование проф. мастерства пед. и управленческих кадров. -
Результаты реализации проекта к 2024 году:
- ДО охвачено 80% детей от 5 до 18 лет
- Созданы новые места по обр. программам всех направленностей
- Не менее 12 млн. детей приняли участие в открытых онлайн уроках, направленных на раннюю профориентацию
- Созданы детских технопарки "Кванториумы", в т.ч. мобильные
- Не менее 70% детей с ОВЗ осваивают программы ДОД, в т.ч. дистанционно
- Во всех субъектах РФ внедрена целевая модель развития региональных систем ДО
- Региональные центры
-
-
Инновационные направления развития ДОД в России
-
- Автокванториум,
- Аэрокванториум,
- Биокванториум,
- Геокванториум,
- Космоквантоиум,
- Нанокванториум,
- Промдизайнквантум,
- Робоквантум,
- Энерджиквантум,
- IT-квантум,
- VR-квантум,
- Data-квантум,
- Хай-тек-цех,
- Медиаквантум.
- Автокванториум,
-
-
-
Лекция 4. Функции системы ДОД
-
Функции - это обязанности, круг деятельности, назначение.
-
Функции системы ДОД
- Развивающая, обучающая, воспитывающая, социально-педагогическая, реабилитирующая, профилактическая, профориентационная, оздоровительная, культурообразующая, профориентационная, психотерапевтическая, информационная.
-
Направленности системы ДОД
-
Техническая,
Художественная,
Спортивная,
Туристско-краеведческая,
Естественнонаучная,
Социально-гуманитарная. -
Различия направленностей:
- Целевыми ориентирами,
- Преобладающими видами деятельности,
- Формами детских объединений,
- Формами представления результатов обучения.
-
-
Формы организации ДОД
-
Форма - это структурно и содержательно оформленная организация взаимодействия участников образовательного процесса, направленная на решение определенных образовательных задач.
-
Формы организации ДОД:
-
Кружок
-
Клуб
-
Лаборатория
-
Студия
-
Мастерская
-
Ансамбль
-
Театр
-
-
Массовые формы ДОД:
- Праздники, акции, конкурсы, фестивали, выставки, летние лагеря, форумы и т.д.
-
Коллективные формы ДОД:
- Тренинг, деловая игра, квест, ролевая игра и т.д.
-
Формы индивидуальной работы с детьми:
- Тестирование, индивидуальный образовательный маршрут, консультации
-
-