Открытые
Интервизии
-
Что такое Интервизия?
-
Интервизия (лат. inter – между, visio – видение) “видение возникающее между участниками”.
-
Среда профессионального становления помогающих практиков.
-
Пространство для экспериментов
-
Групповое поле для трансформаций
-
Функции Интервизорских групп
-
Образовательная функция
-
отработка технологий и приемов работы;
-
поиск ответов на вопросы, которые остались невыясненными в процессе семинара;
-
погружение в работу по отдельным темам;
-
обмен информацией и опытом между коллегами,
-
обсуждение источников или видеофрагментов с практикой выдающихся специалистов и т.п.
-
расширение опыта в области технологии и ситуативного действия
-
-
Профессиональная поддержка
-
работа с личным запросом.
-
работа с непростым случаем из практики;
-
работа с профессиональным затруднением;
-
поддержка в решении проблемных вопросов,
-
развивитие метакомпетенций при наблюдении за деятельностью коллег,
-
-
Формирование профессиональной идентичности
-
Пространство для осмысления идентичности через соотнесение с проф-проявлением коллег.
-
«Примерка» того, что может практик, и того, чего он еще не достиг. Это позволяет "увидеть" себя, сильные и слабые стороны и способы компенсации.
-
расширять возможности видеть собственные «слепые зоны»,
-
формирует условия для решения задач, связанных с осознанием уникальности профессиональной идентичности и траектории профессионального движения.
-
-
Исследовательская функция
-
Проверка гипотезы
-
Выстраивание собственного видения
-
Работа над авторским подходом в профессиональном развитии.
-
Поиск инновационных способов решения профессиональных задач.
-
Подготовка смысловых основ поведения помогающего практика в ситуациях неопределенности.
-
-
-
Форматы Интервизий
-
Самый распространенный формат:
Открытая сессия с присутствием наблюдателей -
Работа по запросу
-
Один из наиболее распространенных форматов. Один из участников группы заявляет о своем запросе, он же выбирает себе человека, который с ним будет работать, после чего проводится клиентская сессия/фасилитация с последующим обсуждением.
-
Такие группы могут быть как тематическими, по заранее обозначенной теме, так и спонтанными, проводимыми по актуальным запросам.
-
Разбор случая
-
«Разбор случая» проводится когда кто-либо из участников столкнулся в практике со сложной ситуацией. Он может вынести ее на обсуждение.
-
Группа сообщает о своем видении того, как стоит работать в этой ситуации. Мнения высказываются, но не навязываются.
-
Работа со случаем может предполагать также работу с запросом. В этом варианте запрос должен быть связан с тем, какие структуры личности практика не позволили ему решить конструктивно профессиональную задачу, что помешало. Тогда проводится терапевтическая работа.
-
Разбор технологии
-
Этот формат возникает как потребность углубиться в информацию о вопросах используемых технологий.
-
Выбирается аспект, который будет обсуждаться, каждый участник группы собирает информацию о нем и приходит на группу подготовленным. На группе могут быть обсуждены границы используемой технологии, проведены работы с ее применением и сделан их анализ.
-
Эксперимент
-
«Эксперимент» — менее распространенный формат работы интервизорских групп, но не менее необходимый. Его используют зрелые специалисты, расширяющие форматы метода и работающие над собственным авторством.
-
В ходе эксперимента проверяются гипотезы, поэтому участник, имеющий необходимость проверить возникающую у него гипотезу, заявляет об этом заранее. А желающие принимают участие в ее проверке.
-
Дискуссия
-
«Дискуссия» предполагает обсуждение сложных вопросов. Используется на разных этапах профессионального становления — от начинающих до авторов школ.
-
Может быть самостоятельной или проверяться с помощью клиентской работы, через примерочные расстановки.
-
-
Роли в Интервизии
-
Клиент - тот у кого есть запрос
-
Практик - тот, кто работает по запросу
-
Ведущий (модератор) - может вмешаться
-
Свидетель/Наблюдатель
-
Наблюдатели никогда не вмешиваются в сессию.
-
дают обратную связь только в формате я-сообщений.
-
Роль свидетеля не менее важна, чем остальные. Свидетели создают поле присутствия, в котором процесс становится более глубоким и интенсивным.
-
Три уровня свидетельствования:
-
- Зритель. — просто зашел посмотреть, удовлетворить интерес, составить мнение о процессе, понять - хочу ли я ити в это глубже? Как правило, зритель не может дать безоценочной обратной связи, его впечатления сводятся к оценке: понравилось/непонравилось. Фидбек от зрителя в конце сессии не требуется.
-
- Наблюдатель — его внимание сконцентрировано, но отстраненно. Наблюдатель понимает что происходит, следит за развитием сессии, видит альтернативы, имеет мнение. Как правило наблюдатель имеет профессиональный интерес и может дать содержательную обратную связь [по запросу от практика].
-
- Свидетель — внимает происходящему более расслаблено [чем наблюдатель] и вместе с тем, глубже вовлечен в процесс. Его внимание обращено скорее на переживание и сопереживание тому, что происходит в сессии. Свидетельствование может быть особой, трансформирующей практикой для свидетеля.
-
Обратная связь свидетеля в формате я-сообщений:
-
каким образом то, что я услышал, привлекло мое внимание?
-
что я почувствал?
-
какие образы возникли?
-
какой личный опыт срезонировал?
-
каким образом моя жизнь оказалась затронута этим?
-
куда это теперь меня ведёт?
-
что я могут из этого для себя вынести?
-
-
Обратная связь от свидетелей может быть очень обогащающей и ценной для всех участников.
- Надо понимать что эти описания условны, на практике мы можем перемещаться между уровнями свидетельствования или совмещать их.
-
Интер-коллегиальность
-
Участники в интервизии равны, но между ними распределятся роли
-
Это не группы равных по опыту участников, такое вообще невозможно: у каждого собственный опыт, образование, индивидуальные стилевые и личностные характеристики. Но это группы равных по вкладу участников.
-
Участниками групп могут быть помогающие практики на разных этапах профессионального становления: от тех, кто только начал свою профессиональную подготовку, до тех, кто достиг собственного видения и авторства в методе.
-
-
Правила работы Интервизорской группы
-
Конфиденциальность
-
Обратите внимание, в отношении открытых сессий конфиденциальность не гарантируется по умолчанию, а оговаривается в каждом отдельном случае.
-
По умолчанию действуют следующие правила:
-
Если сессия была бесплатной -- запись сессии принадлежит практику, и может и использована в качестве обучающих или демо-материалов.
-
Если сессия была оплачена [любой суммой], запись принадлежит клиенту, и на любые действия с ней требуется его разрешение.
-
Оплата может быть и постфактум, если клиент уже после сессии решил, что не хочет чтобы кто-то еще видел эту запись.
-
Эти правила действуют в тех случаях, когда по поводу конкретной сессии не оговаривалось иное.
-
-
Баланс
-
Система несимметричного обмена. Мы как бы "передаем добро по кругу". Можно получить сессию от кого-то и отработать сессию с кем-то другим.
-
Однако, если вы еще не готовы практиковать, и ощущаете дисбаланс в роли только получателя [в работе по своему запросу] - можно восстановить баланс адресным донейшн. (переводом суммы сответствующей вашему ощущению полученной ценности).
-
-
Принципы
-
Недирективность
-
Недирективный практик:
-
Ленив
-
Ничего не хочет за клиента
-
Не работает за клиента
-
Туп
-
Не думает за клиента
-
Аморален
-
Не судит клиента
-
-
Избегает повелительного наклонения (директив)
-
Не командует
-
директивный практик скажет: “Представь, что ты”…
Недирективный спросит: “Можешь ли ты представить, что”..? -
В радикальной недирективности (например, в Чистом языке) — практик вообще не выводит свое “я” в контекст беседы, никак.
-
-
Не оценивает
-
не оценивает; не только клиента, но и персонажей и события психического пространства клиента.
-
не призывает к насилию, ни семантическому, никакому, даже в воображаемом поле.
-
NB. Важно не путать насилие с агрессией
-
-
Не имеет предпочтений
-
ничего не хочет за клиента.
-
никуда не хочет клиента привести.
-
помогает клиенту двигаться туда, куда хочет он
-
-
Не навязывает свое видение
-
Не пытается все понять за клиента и объяснить ему
-
Вместо этого - проясняет, задавая вопросы
-
И постепенно, шаг за шагом, вопрос за вопросом… клиент начинает видеть.
-
И когда он видит сам — это совершенно другое понимание, чем когда ему объяснили.
-
-
Я-сообщения
-
Что произошло?
-
Невинное описание произошедшего.
-
Как ты мог бы описать произошедшее, если бы у тебя не было идеи чьей-то виновности в этом?
-
Отделить факты от интерпретаций.
-
Что увидела бы камера?
-
-
Что я чувствую?
-
Важно идентифицироваль переживаемое чувство
-
Конструкция "Я ЧУВСТВУЮ ЧТО"... [с меня хватит / ты меня не любишь / пора валить ] — не является выражением чувств.
-
Важно принять ответственность за свои чувства
-
Пассивный залог: (ты меня злишь) является формой делегирования ответственности за эмоциональную реакцию.
-
-
Почему я чувствую именно это?
-
За чувством всегда скрыта потребность
-
Потребностей в сущности всего три
-
Жизнь
-
Любовь
-
Свобода
-
-
Что бы я хотел чтобы произошло?
-
Неманипулятивные и ненасильственные способы получиить что-либо от другого, это:
-
Просьба
-
Предложение
-
-
НЕ:
-
Не объективируем другого:
-
не оцениваем
-
не судим
-
не сравниваем
-
не обобщаем.
-
Не занимаем экспертную позицию.
-
БЕЗ ЗАПРОСА:
-
Не ставим диагноз
-
не лечим
-
не советуем
-
не предсказываем будущее
-
не читаем мысли
-
не угадываем чувства
-
Воздерживаемся от:
-
от пассивного залога (меня бесит)
-
от модальных предикативов (тебе нужно).
-
-
Порядок проведения
-
Регулярные интервиизии
- По четвергам 14:00
-
Спонтанные интервизии
-
когда у кого-то возникает желание поработать
-
когда у кого-то возникает запрос
-
-