Loading...

Открытые
Интервизии

  • Что такое Интервизия?

    • Интервизия (лат. inter – между, visio – видение) “видение возникающее между участниками”.

    • Среда профессионального становления помогающих практиков.

    • Пространство для экспериментов

    • Групповое поле для трансформаций

    • Функции Интервизорских групп

    • Образовательная функция

      • отработка технологий и приемов работы;

      • поиск ответов на вопросы, которые остались невыясненными в процессе семинара;

      • погружение в работу по отдельным темам;

      • обмен информацией и опытом между коллегами,

      • обсуждение источников или видеофрагментов с практикой выдающихся специалистов и т.п.

      • расширение опыта в области технологии и ситуативного действия

    • Профессиональная поддержка

      • работа с личным запросом.

      • работа с непростым случаем из практики;

      • работа с профессиональным затруднением;

      • поддержка в решении проблемных вопросов,

      • развивитие метакомпетенций при наблюдении за деятельностью коллег,

    • Формирование профессиональной идентичности

      • Пространство для осмысления идентичности через соотнесение с проф-проявлением коллег.

      • «Примерка» того, что может практик, и того, чего он еще не достиг. Это позволяет "увидеть" себя, сильные и слабые стороны и способы компенсации.

      • расширять возможности видеть собственные «слепые зоны»,

      • формирует условия для решения задач, связанных с осознанием уникальности профессиональной идентичности и траектории профессионального движения.

    • Исследовательская функция

      • Проверка гипотезы

      • Выстраивание собственного видения

      • Работа над авторским подходом в профессиональном развитии.

      • Поиск инновационных способов решения профессиональных задач.

      • Подготовка смысловых основ поведения помогающего практика в ситуациях неопределенности.

  • Форматы Интервизий

    • Самый распространенный формат:
      Открытая сессия с присутствием наблюдателей

    • Работа по запросу

    • Один из наиболее распространенных форматов. Один из участников группы заявляет о своем запросе, он же выбирает себе человека, который с ним будет работать, после чего проводится клиентская сессия/фасилитация с последующим обсуждением.

    • Такие группы могут быть как тематическими, по заранее обозначенной теме, так и спонтанными, проводимыми по актуальным запросам.

    • Разбор случая

    • «Разбор случая» проводится когда кто-либо из участников столкнулся в практике со сложной ситуацией. Он может вынести ее на обсуждение.

    • Группа сообщает о своем видении того, как стоит работать в этой ситуации. Мнения высказываются, но не навязываются.

    • Работа со случаем может предполагать также работу с запросом. В этом варианте запрос должен быть связан с тем, какие структуры личности практика не позволили ему решить конструктивно профессиональную задачу, что помешало. Тогда проводится терапевтическая работа.

    • Разбор технологии

    • Этот формат возникает как потребность углубиться в информацию о вопросах используемых технологий.

    • Выбирается аспект, который будет обсуждаться, каждый участник группы собирает информацию о нем и приходит на группу подготовленным. На группе могут быть обсуждены границы используемой технологии, проведены работы с ее применением и сделан их анализ. 

    • Эксперимент

    • «Эксперимент» — менее распространенный формат работы интервизорских групп, но не менее необходимый. Его используют зрелые специалисты, расширяющие форматы метода и работающие над собственным авторством. 

    • В ходе эксперимента проверяются гипотезы, поэтому участник, имеющий необходимость проверить возникающую у него гипотезу, заявляет об этом заранее. А желающие принимают участие в ее проверке.

    • Дискуссия

    • «Дискуссия» предполагает обсуждение сложных вопросов. Используется на разных этапах профессионального становления — от начинающих до авторов школ. 

    • Может быть самостоятельной или проверяться с помощью клиентской работы, через примерочные расстановки.

  • Роли в Интервизии

    • Клиент - тот у кого есть запрос

    • Практик - тот, кто работает по запросу

    • Ведущий (модератор) - может вмешаться

    • Свидетель/Наблюдатель

    • Наблюдатели никогда не вмешиваются в сессию. 

    • дают обратную связь только в формате я-сообщений.

    • Роль свидетеля не менее важна, чем остальные. Свидетели создают поле присутствия, в котором процесс становится более глубоким и интенсивным.

    • Три уровня свидетельствования:

      1. Зритель. — просто зашел посмотреть, удовлетворить интерес, составить мнение о процессе, понять - хочу ли я ити в это глубже? Как правило, зритель не может дать безоценочной обратной связи, его впечатления сводятся к оценке: понравилось/непонравилось. Фидбек от зрителя в конце сессии не требуется.
      1. Наблюдатель — его внимание сконцентрировано, но отстраненно. Наблюдатель понимает что происходит, следит за развитием сессии, видит альтернативы, имеет мнение. Как правило наблюдатель имеет профессиональный интерес и может дать содержательную обратную связь [по запросу от практика].
      1. Свидетель — внимает происходящему более расслаблено [чем наблюдатель] и вместе с тем, глубже вовлечен в процесс. Его внимание обращено скорее на переживание и сопереживание тому, что происходит в сессии. Свидетельствование может быть особой, трансформирующей практикой для свидетеля.
    • Обратная связь свидетеля в формате я-сообщений:

      • каким образом то, что я услышал, привлекло мое внимание?

      • что я почувствал?

      • какие образы возникли?

      • какой личный опыт срезонировал?

      • каким образом моя жизнь оказалась затронута этим?

      • куда это теперь меня ведёт?

      • что я могут из этого для себя вынести?

    • Обратная связь от свидетелей может быть очень обогащающей и ценной для всех участников.

      • Надо понимать что эти описания условны, на практике мы можем перемещаться между уровнями свидетельствования или совмещать их.
    • Интер-коллегиальность

    • Участники в интервизии равны, но между ними распределятся роли

    • Это не группы равных по опыту участников, такое вообще невозможно: у каждого собственный опыт, образование, индивидуальные стилевые и личностные характеристики. Но это группы равных по вкладу участников.

    • Участниками групп могут быть помогающие практики на разных этапах профессионального становления: от тех, кто только начал свою профессиональную подготовку, до тех, кто достиг собственного видения и авторства в методе.

  • Правила работы Интервизорской группы

    • Конфиденциальность

    • Обратите внимание, в отношении открытых сессий конфиденциальность не гарантируется по умолчанию, а оговаривается в каждом отдельном случае.

    • По умолчанию действуют следующие правила:

      • Если сессия была бесплатной -- запись сессии принадлежит практику, и может и использована в качестве обучающих или демо-материалов.

      • Если сессия была оплачена [любой суммой], запись принадлежит клиенту, и на любые действия с ней требуется его разрешение.

      • Оплата может быть и постфактум, если клиент уже после сессии решил, что не хочет чтобы кто-то еще видел эту запись.

      • Эти правила действуют в тех случаях, когда по поводу конкретной сессии не оговаривалось иное.

    • Баланс

    • Система несимметричного обмена. Мы как бы "передаем добро по кругу". Можно получить сессию от кого-то и отработать сессию с кем-то другим.

    • Однако, если вы еще не готовы практиковать, и ощущаете дисбаланс в роли только получателя [в работе по своему запросу] - можно восстановить баланс адресным донейшн. (переводом суммы сответствующей вашему ощущению полученной ценности).

  • Принципы

    • Недирективность

    • Недирективный практик:

      • Ленив

      • Ничего не хочет за клиента

      • Не работает за клиента

      • Туп

      • Не думает за клиента

      • Аморален

      • Не судит клиента

    • Избегает повелительного наклонения (директив)

      • Не командует

      • директивный практик скажет: “Представь, что ты”…
        Недирективный спросит: “Можешь ли ты представить, что”..?

      • В радикальной недирективности (например, в Чистом языке) — практик вообще не выводит свое “я” в контекст беседы, никак.

    • Не оценивает

      • не оценивает; не только клиента, но и персонажей и события психического пространства клиента.

      • не призывает к насилию, ни семантическому, никакому, даже в воображаемом поле.

      • NB. Важно не путать насилие с агрессией

    • Не имеет предпочтений

      • ничего не хочет за клиента.

      • никуда не хочет клиента привести.

      • помогает клиенту двигаться туда, куда хочет он

    • Не навязывает свое видение

      • Не пытается все понять за клиента и объяснить ему

      • Вместо этого - проясняет, задавая вопросы

      • И постепенно, шаг за шагом, вопрос за вопросом… клиент начинает видеть.

      • И когда он видит сам — это совершенно другое понимание, чем когда ему объяснили.

    • Я-сообщения

    • Что произошло?

      • Невинное описание произошедшего.

      • Как ты мог бы описать произошедшее, если бы у тебя не было идеи чьей-то виновности в этом? 

      • Отделить факты от интерпретаций.

      • Что увидела бы камера?

    • Что я чувствую?

      • Важно идентифицироваль переживаемое чувство

      • Конструкция "Я ЧУВСТВУЮ ЧТО"... [с меня хватит / ты меня не любишь / пора валить ]  — не является выражением чувств.

      • Важно принять ответственность за свои чувства

      • Пассивный залог: (ты меня злишь) является формой делегирования ответственности за эмоциональную реакцию. 

    • Почему я чувствую именно это?

      • За чувством всегда скрыта потребность

      • Потребностей в сущности всего три

      • Жизнь

      • Любовь

      • Свобода

    • Что бы я хотел чтобы произошло?

      • Неманипулятивные и ненасильственные способы получиить что-либо от другого, это:

      • Просьба

      • Предложение

    • НЕ:

      • Не объективируем другого:

      • не оцениваем

      • не судим

      • не сравниваем

      • не обобщаем.

      • Не занимаем экспертную позицию.

      • БЕЗ ЗАПРОСА:

      • Не ставим диагноз

      • не лечим

      • не советуем

      • не предсказываем будущее

      • не читаем мысли

      • не угадываем чувства

      • Воздерживаемся от:

      • от пассивного залога (меня бесит)

      • от модальных предикативов (тебе нужно).

    • Порядок проведения

    • Регулярные интервиизии

      • По четвергам 14:00
    • Спонтанные интервизии

      • когда у кого-то возникает желание поработать

      • когда у кого-то возникает запрос