Mind map: Эмоции
-
Компоненты эмоций
-
физиологический (изменение цвета кожных покровов)
-
субъективный (собственно переживания)
-
экспрессивный (мимическое выражение)
-
-
Функции эмоций (учебник Сосновского)
-
сигнальная
-
оценочная
-
регулирующая
-
мобилизующая
-
-
Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге
- "мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся"
-
Эмоции – это процессы, отражающие в форме переживания личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
-
положительные/отрицательные
-
положительные (удовольствие от удовлетворения потребности) - радость, восторг, симпатия
-
отрицательные (неудовольствие от того, что потребность не реализована) - страх, гнев, ненависть
-
Эмоциональные состояния
-
Настроение - обобщенное ситуативное эмоциональное состояние личности, не имеющее конкретного и определенного предмета
-
В нем принимает участие вся человеческая психика: потребности и мотивы, темперамент и характер, интеллект, деятельность, сознание и самосознание
-
Складывается из множества разнообразных эмоций
-
Относится к конкретному времени, но несет в себе проекции прошлого, настоящего и ожидаемого будущего
-
-
Аффект - острое, взрывное, бурное переживание, которое возникает по завершению какого-либо эмоциогенного события и не зависит от сознания человека.
-
Возникает только после завершения некоего события
-
Нельзя подчинить сознанию
-
Обычно действуют на сознание разрушающе, но возможно и положительное влияние, приводящее к сверхмобилизации психики
-
-
Стресс - общая неспецифическая (эмоциональная и физиологическая) реакция организма на интенсивное внешнее эмоциогенное воздействие
-
Стадии развития стресса
-
- Адаптация (интенсификация работы внутренних органов, повышение работоспособности
-
- Борьба (все системы организма работают на предельном уровне, превышающем обычные возможности)
-
- Дистресс / истощение (дисбаланс и нарушение всей психической активности, деструктивные изменения личности)
-
-
Направления изменения поведения в стрессовой ситуации
-
пассивно-эмоциональное (пережидание)
-
активно-эмоциональное (стремление к преодолению ситуации, к удалению агрессора)
-
-
-
Фрустрация - эмоции, возникающие в связи с расстройством планов человека, с потерями, лишениями, конфликтами, с непреодолимыми трудностями, при отсунствии возможностей или при наличии угрозы реализации личных замыслов
- Возникают в преддверии реальных событий, до их свершения
-
Страсть - сильное, стойкое, длительное переживание, которое захватывает всю личность и подчиняет ее поведение исключительно достижению желаемой цели
-
Предмет страсти
-
Другой человек
-
Статус в социальной группе
-
Материальные объекты или действования
-
Идеальные, этические, нравственные или моральные представления и ценности
-
-
Высшие чувства
-
Интеллектуальные чувства
-
Возникают в процессе человеческого познания, особенно в ходе мышления и творчества как высшей его формы
-
В них сливается предмет мысли (вопрос, проблема, неизвестное) и субъективное переживание
-
-
Практические чувства - возникают в связи с активностью человека, ходом и результативностью его практической деятельности
-
Эстетические чувства
-
Направлены на осознание и принятие личностью красоты мира и самого человека
-
Формируются под влиянием культурных ценностей
-
-
Нравственные (моральные) чувства
-
Предмет - межличностные отношения людей
-
Моральные и нравственные нормы, ценности и идеалы не только соблюдаются внешне, но и глубоко переживаются личностно
-
-
Мировоззренческие чувства - имеют предметов широкие мировоззренческие категории (человек, мир, добро, зло)