Loading...

Mind map: Эмоции

  • Компоненты эмоций

    • физиологический (изменение цвета кожных покровов)

    • субъективный (собственно переживания)

    • экспрессивный (мимическое выражение)

  • Функции эмоций (учебник Сосновского)

    • сигнальная

    • оценочная

    • регулирующая

    • мобилизующая

  • Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге

    • "мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся"
  • Эмоции – это процессы, отражающие в форме переживания личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

  • положительные/отрицательные

    • положительные (удовольствие от удовлетворения потребности) - радость, восторг, симпатия

    • отрицательные (неудовольствие от того, что потребность не реализована) - страх, гнев, ненависть

Эмоциональные состояния

  • Настроение - обобщенное ситуативное эмоциональное состояние личности, не имеющее конкретного и определенного предмета

    • В нем принимает участие вся человеческая психика: потребности и мотивы, темперамент и характер, интеллект, деятельность, сознание и самосознание

    • Складывается из множества разнообразных эмоций

    • Относится к конкретному времени, но несет в себе проекции прошлого, настоящего и ожидаемого будущего

  • Аффект - острое, взрывное, бурное переживание, которое возникает по завершению какого-либо эмоциогенного события и не зависит от сознания человека. 

    • Возникает только после завершения некоего события

    • Нельзя подчинить сознанию

    • Обычно действуют на сознание разрушающе, но возможно и положительное влияние, приводящее к сверхмобилизации психики

  • Стресс - общая неспецифическая (эмоциональная и физиологическая) реакция организма на интенсивное внешнее эмоциогенное воздействие

    • Стадии развития стресса 

        1. Адаптация (интенсификация работы внутренних органов, повышение работоспособности
        1. Борьба (все системы организма работают на предельном уровне, превышающем обычные возможности)
        1. Дистресс / истощение (дисбаланс и нарушение всей психической активности, деструктивные изменения личности)
    • Направления изменения поведения в стрессовой ситуации

      •  пассивно-эмоциональное (пережидание)

      • активно-эмоциональное (стремление к преодолению ситуации, к удалению агрессора)

  • Фрустрация - эмоции, возникающие в связи с расстройством планов человека, с потерями, лишениями, конфликтами, с непреодолимыми трудностями, при отсунствии возможностей или при наличии угрозы реализации личных замыслов

    • Возникают в преддверии реальных событий, до их свершения
  • Страсть - сильное, стойкое, длительное переживание, которое захватывает всю личность и подчиняет ее поведение исключительно достижению желаемой цели

    • Предмет страсти

      • Другой человек

      • Статус в социальной группе

      • Материальные объекты или действования

      • Идеальные, этические, нравственные или моральные представления и ценности

Высшие чувства

  • Интеллектуальные чувства

    • Возникают в процессе человеческого познания, особенно в ходе мышления и творчества как высшей его формы

    • В них сливается предмет мысли (вопрос, проблема, неизвестное) и субъективное переживание

  • Практические чувства - возникают в связи с активностью человека, ходом и результативностью его практической деятельности

  • Эстетические чувства

    • Направлены на осознание и принятие личностью красоты мира и самого человека

    • Формируются под влиянием культурных ценностей

  • Нравственные (моральные) чувства

    • Предмет - межличностные отношения людей

    • Моральные и нравственные нормы, ценности и идеалы не только соблюдаются внешне, но и глубоко переживаются личностно

  • Мировоззренческие чувства - имеют предметов широкие мировоззренческие категории (человек, мир, добро, зло)