Эго состояния.
Как с ним работать?
-
Предисловие
-
Каждый человек – личность. Но если попросить каждого человека ответить на вопрос «кто я?», то после пары слов описания будут весьма расплывчатыми. Эго состояния – это не игровой класс персонажа, который выбирается раз и навсегда. Это совокупность паттернов поведения, которые раскрываются в моменте. Управляя ими, можно прорабатывать глубины своей личности.
-
Опять же, это не рекомендация и не алмазная пуля, которая сделает вашу жизнь лучше. Как один поход к психологу или выход из кинотеатра после головокружительного фильма не меняют жизнь. Скорее, это один из многих, очень многих инструментов, которые вместе и при регулярном использовании дают результаты.
-
-
Включая эго состояния
-
По сути, эго состояния – это паттерны поведения, которые включаются в разных жизненных ситуациях. Однако, самые частые паттерны выглядят как: «я тут самый классный» и «чем бы интересным заняться». Человек ищет подтверждения собственной значимости и статусности, и за этим не видит или даже не хочет видеть реального положения дел.
-
Ассоциативное мышление – наш дар, и наше наказание. Мы легко можем свести погоню за деньгами к заботе о семье. Нам точно так же легко и просто объяснять свою нищету какой-то абстрактной «правильностью», или жертвовать здоровьем ради продуктивности, которая остается лишь часами, проведенными на работе.
-
-
Что такое эго состояния?
-
Это готовые паттерны поведения, которые человек использует в конкретной ситуации и почти что бессознательно.
-
Само по себе эго состояния не решает ничего, но вот в разрезе общения с другими людьми – это универсальный ключ под массу замков.
-
Цель которого – реализовать именно ваши мотивы, используя все факторы саморазвития.
-
-
Бутылочноегорлышкосаморазвития
-
В какой-то момент человеком может овладеть мысль:
«как мне стать лучше?». -
И в момент поиска решений он будет ограничен лишь законсервированным опытом.
-
Попытка создать собственную систему ценностей будет приводить к еще большей эскалации между внешней средой и уже сформированными качествами.
-
Более того:
-
Привыкнув к тому, что мир коррелирует с его собственными представлениями, человек вполне может начать развиваться так, как это видит только он.
- Отсюда и работа в зале по неправильной технике, и нелогичное деление продуктов на «вредные» и «полезные», и беспорядочная скупка книг, чтобы выделяться броскими фразами…
-
Накопление атрибутов будет придавать вес идеального образа человека, одновременно с этим будет расти разрыв с реальным образом я.
-
И здесь уже обращаемся к работам Тимоти Лири,ЛСД евангелиста и автором психологических тестов для ЦРУ.
-
Здесь важен его тест межличностных отношений,
помогающий установить разницу междуИдеальным и Реальным образами Я,которые можно свести к тем же Эго состояниям.
-
-
Разрыв в представлении между тем, кем ты являешься и кем ты есть на самом деле, фиксация на узком спектре маркеров, неготовность меняться и вера в истинность собственных убеждений – все это огромный пласт факторов. С которым предстоит деликатно работать.
-
-
-
И, чаще всего, саморазвитие это не про возвеличивание своего Эго, дескать: «смотрите, какой я гениальный», а полный отказ от собственной значимости. То самое самоуничтожение, которое возвеличивал Тайлер Дерден. Свести под ноль свои установки, сломать хребет и пережить смерть эго, чтобы двигаться к лучшей версии себя.
-
-
Особенности адаптации.
-
Эго состояние не существует с рождения, а скорее кристаллизуется и формируется в непосредственной связи с реальностью.
-
Что такое связь
с реальностью?-
Это формирование своих целей, согласование их с...
-
...возможностями
-
...окружающими обстоятельствами
-
...доступными инструментами
-
...и прикладываемыми усилиями для достижения целей.
-
-
То есть, организм постоянно находится в состоянии наработки опыта и изменений.
- Но это сложно.
-
-
Куда проще сформировать готовые паттерны поведения и придерживаться только их.
-
Этому способствуют элементы ежедневной рутины:
-
Базовые для большинства паттерны работы: в 7 утра подъем, в 9 на работе, работаешь до 6, в 7 вечера дома, в 11 отбой. При этом утренние и вечерние процедуры повторяются каждый день и выполняются едва ли не автоматически.
-
Наш мозг тратит огромное количество энергии, сжигая глюкозу и кислород больше, чем какой-либо другой орган тела. И все это нужно для поддержания уже существующих связей. Энергия тратится еще быстрее и в больших объемах, когда приходится создавать новые нейронные связи. Поэтому ноотропные препараты улучшающие мышление не столько стимулируют, сколько запитывают мозг.
-
Поэтому, мозг и сознание идут по пути наименьшего сопротивления. Если новая реакция помогает решить новую ситуацию, то это отлично. Даже если это сиюминутное решение. Поэтому человек так легко подсаживается на кредиты, микрокредиты, готов скупать топовые смартфоны только потому, что это бренд.
-
Все это дает быстрый впрыск мотивации и самолюбования. И подобные примеры касаются всего: от беспорядочного образа жизни, до внутреннего согласия с тем, что: «я буду работать на копеечной работе в полсилы, но в награду для себя буду играть в игры и/или смотреть ток шоу».
-
-
-
Если ошибочный паттерн поведения поддерживается достаточно долго, то наступает стадия «консервации». Принятые паттерны поведения воспринимаются как единственно верные в нынешних условиях. И человек постепенно теряет связь с окружающим миром и не отзывается на изменения в нем. Полагая, что все должно идти так, как устроено в его голове.
-
-
Классика Берна
-
Вообще, делить людей на категории и исследовать связи между ними начал еще Карл Юнг.
- К нему мы еще вернемся.
-
Эрик Берн оформил и объяснил через рабочую модель классику Эго состояний.
-
Если коротко, то в общении с ближним человеком, мы ведем себя как взрослый, или как родитель, или как ребенок. Схема эта касается именно способов решения проблем, возникающих при коммуникации.
-
Ребёнок
-
Как ведет себя ребенок,когда сталкивается со сложностями?
-
Он начинает делать дело
только когда за ним присматривают. -
Он общается языком эмоций, обижаясь на людей,с которыми работает.
-
Замыкается в себе,
избегает разговоров.
Ведет себя как ребенок.
-
-
-
Родитель
-
Родитель – это когда человек обращается к людям,которые его окружают, с позиции всезнающего и всеконтролирующего родителя.
-
Например вы прислали работу,
в которой была ошибка и получаете вопрос:
«почему у тебя там-то и там-то ошибка?».Вместо того, куда логичнее сказать:
«у тебя вот такая ошибка, исправить её можно так-то».
-
-
-
Взрослый
-
Взрослый.Эго состояние, крайне редкое,но желаемое для человека.
-
Речь идет не об обидах,
а о понимании того,
что проблему надо решать. -
Взаимное уважение,
готовность обсуждать ошибки,
готовность решать конфликты.
-
-
-
-
-
Эрик Берн пишет о том, что процентов 80 межличностных проблем связаны с тем, что в конфликте один человек падает в роль ребенка, а второй в роль взрослого. Жена, которая капризничает, так как хочет айфон. Муж, который валяется на диване или за играми, и берется за быт только, если его пнуть. Примеры наглядны, с ситуацией можно работать не прибегая даже к методу КПТ. Но есть и более глубокие уровни.
-
-
На что влияют эго состояния и зачем они нужны?
-
Эго-состояния – это не что-то конкретное, что образуется в сознании, как в организме.
-
Мы можем говорить, что сердце – это наш мотор, что легкие обеспечивают нас кислородом, а ЖКТ переваривает пищу.
-
Но, эго состояния – это не какое-то образование.
-
Правильнее всего было бы проводить аналогию с тем, как сокращается сердце.
-
Если говорить аналогией, то эго состояние можно сравнить с общей приспособленностью сердца и мозга задавать и поддерживать ритм, который подходит для конкретной ситуации, в которой находится организм.
-
-
-
Сложности категоризации
-
Мы не зря начали с Карла Густава Юнга, интересом которого были психотипы.
-
Он вывел широкую категоризацию, изучая архетипы, возможности их комбинаций и как все это обретает структуру в сознании человека.
-
Однако подобное деление на психотипы не нашло научного обоснования, и позже эти наработки переросли в соционику.
-
-
Сложность категоризации человеческого сознания в том,
-
что в течении жизни мы приобретаем совершенно разные паттерны и принципы поведения.
-
И в зависимости от ситуации и накопленного опыта, мы начинаем проявлять разные качества,изливая их в окружающий мир.
-
-
Огромный потенциал комбинаторики, случайных событий, атрибутов из повседневной жизни и готовых решений в виде эрзац-образов, которые транслируют признаки постмодернизма – всё это создает многогранность для проявлений человеческих граней.
-
Все это нарушает изящность синхронизированных состояний.
-