Loading...

Справочник по вопросам

  • Диагностические вопросы

    • Вопросы о проблемах с развернутыми ответами

    • Что здесь происходит?

    • В чем дело?

    • Первый шаг — спросить, что не так. Используйте общие вопросы, требующие развернутого ответа для описания проблемы: какова она на вид, на слух и по ощущениям.

    • Спросите, где она проявляется, когда и каким образом. Спросите, какие факторы усугубляют или, наоборот, облегчают ее. Все это — вопросы настоящего времени, предназначенные для того, чтобы получить полное и точное описание проблемы со всех сторон.

    • История проблемы.

    • Когда все началось?

    • Как ситуация изменяется со временем?

    • Можно ли ее с чем-то сравнить?

    • Становится ли ситуация хуже и в чем именно?

    • Используйте прошлое, чтобы получить знания о настоящем. История дает нам детали, которые помогают понять, что случилось, при каких условиях и к чему это привело.

    • Тайна.

    • Теперь, когда вы знаете настоящее и будущее, ройте глубже и спрашивайте, чего мы еще не знаем. Какие еще причины могли повлиять на возникновение проблемы?

    • Что мы пропустили?

    • Может быть, короткий путь привел к короткому замыканию?

    • Это вопросы более глубокого уровня — о недопонимании, ошибках и пропущенных сигналах.

    • Есть ли здесь какой-нибудь грязный маленький секрет, скрытое послание, ошибка или непреднамеренное действие, из-за которых ситуация ухудшилась?

    • Проверка достоверности.

    • Вы уверены?

    • Откуда вы знаете?

    • На эту информацию можно положиться?

    • Что известно об их прошлом?

    • Попросите объяснить, как они пришли к своим выводам. Рассмотрите независимые мнения. Это подкрепляющие вопросы, помогающие вам понять, на каких основаниях поставлен диагноз, и убедиться в его точности. Теперь вы можете что-то предпринять.

    • Спросите еще раз.

    • Слушайте.

    • Задавая диагностические вопросы, внимательно прислушивайтесь к словам, которыми описывается проблема и ее симптомы. Точно уясните для себя все подробности того, где и когда возникла проблема и какие действия ее усугубляют или, наоборот, улучшают положение.

    • Практика

    • Поговорите с членом семьи, который плохо себя чувствует. Начните с общих вопросов, а потом переходите к частностям.

    • Где у тебя болит?

    • Можешь ли ты оценить эту боль по шкале от одного до десяти?

    • Удается ли чем-то ее облегчить?

    • Из-за чего тебе становится хуже?

    • Насколько сильный дискомфорт ты испытываешь по сравнению с предыдущими случаями, когда чувствовал себя похожим образом?

    • Если вы будете упорны и продолжите спрашивать, то обнаружите, что вам все проще сохранять концентрацию и докапываться до причин проблемы.

  • Стратегические вопросы

    • Вы собираетесь принять важное решение, Вы замышляете перемены. На кону ваше будущее. Стратегические вопросы позволяют увидеть общую картину. Они — о долгосрочных целях, интересах и приоритетах. С их помощью вы рассматриваете альтернативы, последствия и риск. Вы фокусируетесь на масштабных целях, на своем предназначении и начинаете понимать, что вам потребуется в долгом пути.

    • Большой вопрос:

    • Что вы пытаетесь сделать?

    • Зачем?

    • Какое это будет иметь значение?

    • Издержки и последствия.

    • Как вы собираетесь достичь своих целей?

    • Чего это будет стоить?

    • Какова обратная сторона медали?

      • Как это повлияет на ваш бизнес, базовые принципы, профиль организации, личное счастье или деятельность в реальном мире?
    • Уточните детали. Каковы издержки?

      • Как представить ваши стратегические цели в виде конкретных показателей и результатов в зависимости от имеющегося времени, ресурсов и задач?

      • Кому вы сможете помочь, если добьетесь успеха?

    • Компромиссы.

    • Какие вас ждут проблемы?

    • Чем вы рискуете?

    • О чем вы еще не подумали?

    • Альтернативы.

    • Каковы ваши возможности?

    • Есть ли другой путь?

    • Определите критерии успеха.

    • Как вы поймете, что добились своего?

    • Как должен выглядеть успех в вашем понимании?

    • Как вы измерите его?

    • Хороший армейский командир постоянно спрашивает об условиях окончания операции: что на самом деле означает миссия выполнена?

    • Слушайте.

    • Практика

    • Соберите людей для воплощения вашей великой идеи.

    • Объясните и обоснуйте ее.

    • Затем попросите всех подвергнуть критике ваши мысли, логику и тактику.

    • Отвечайте на вопросы новыми вопросами.

    • Говорите сами не более 30 % времени, чтобы остальные 70 % посвятить выслушиванию комментариев и мыслей других.

  • Вопросы эмпатии

    • Начало.

    • Что происходит?

    • Как вы себя чувствуете?.

    • Такие общие, предполагающие развернутый ответ вопросы до смешного просты, но, если вы будете задавать их искренне и внимательно слушать ответы, они дадут вам огромный простор для дальнейшего расследования.

    • Они приглашают людей открыться и дают начало разговору, который, будучи правильно продолжен, сблизит собеседников и доставит удовольствие обоим.

    • Кирпичик за кирпичиком.

    • Какой была ваша семья?

    • Вы обедали вместе?

    • О чем вы говорили?

    • О чем спорили?

    • Что вызывало у вас смех?

    • Уважительное расследование.

    • Какие самые значительные вещи вы совершили в жизни?

    • В чем состоит лучшая часть вашей работы?.

    • Такие вопросы придают позитивный характер разговору, и ваш собеседник видит, что вы настроены конструктивно.

    • Эмпатическое слушание предполагает внимание к словам, тону голоса, паузам, интонации, эмоциям. То, что вы видите и слышите, помогает вам просчитывать оптимальный ход беседы и логически выстраивать вопросы.

    • Доверительная дистанция.

    • Что вы чувствуете из-за этого?

    • Я не сужу, я просто слушаю. Поддерживайте дистанцию достаточно близкую для того, чтобы без стеснения задавать вопросы, и достаточно далекую для того, чтобы сохранять объективность. Будьте внимательны к эмоциям собеседника, но не заражайтесь ими.

    • Слушайте.

    • Как можно определить, что человек готов раскрыться или поделиться чем-то глубоко личным?

    • Прислушивайтесь к словам, которые выражают сильные чувства или свидетельствуют о стрессе, страхе, неуверенности, наличии какой-то тайны в прошлом или, напротив, о глубокой благодарности, счастье или спокойствии. Ищите указания на источники этих чувств.

    • Обращайте особое внимание на то, как ваш собеседник говорит о таких вещах: с готовностью или с неохотой, явно впервые или проявляя тревогу, и используйте эти подсказки как сигналы того, стоит ли вам продолжать или остановиться. Особенно следите за тем, что, возможно, требует более профессионального вмешательства, чем способны предложить вы.

    • Практика

    • Проведите тридцатиминутное интервью, на всем протяжении которого задавайте вопросы другому человеку. Они должны быть краткими и конкретными — желательно, состоящими из одной фразы.

    • Выберите какую-нибудь начальную точку: службу собеседника в армии, его учебу в колледже или детство в маленьком городке.

    • Выслушивайте ответы и, отталкиваясь от них, задавайте следующие вопросы.

    • Никак не комментируйте слова собеседника и воздерживайтесь от замечаний.

    • Не используйте слов я и мне. Разговор должен быть полностью сосредоточен на другом человеке. Посмотрите, получится ли у вас.

  • Вопросы, наводящие мосты

    • Успокаивающие вопросы.

    • Мне нравятся ваши туфли. Где вы их приобрели?

    • Вы фанат Giants — как вам нынешний сезон?. Начните с установления связи. Воздействуйте на центр удовольствия в мозге собеседника, упомянув об общих интересах или ценных качествах и знаниях, наличие которых вы у него признаете. Выразите уважение и дайте оценку, если это уместно. Начинайте с вопросов, которые могут не иметь никакого отношения к тому, что вы на самом деле хотите узнать. Затем постепенно прокладывайте путь к более сложным вопросам.

    • Вознаграждение.

    • Как интересно, никогда раньше не думал об этом с такой точки зрения.

    • Чтобы человек разговорился, поддержите его точку зрения. Используйте короткие фразы, которые на самом деле не означают, что вы одобряете поведение или взгляды собеседника.

    • Многие люди чувствуют то же самое.

    • Получая такие знаки поддержки, человек зачастую бессознательно старается оказать вам ответную услугу. В результате вы можете узнать от него больше или добиться продолжения разговора.

    • Вопросы без вопросительного знака.

    • Расскажите мне больше

    • Объясните мне это.

    • Такие вопросы без вопросительных знаков превращают вопрос в просьбу.

    • Вы подаете собеседнику сигнал признания и одобрения. Вы заинтересовались тем, что он только что сказал, и хотите узнать об этом больше.

    • Осторожные люди могут чувствовать себя одинокими и непризнанными. Когда вы проявляете интерес или просите рассказать о проблеме поподробнее, она перестает восприниматься как источник конфликта или повод для обвинений.

    • Эхо.

    • В таких вопросах вопросительный знак сливается с восклицательным. Они возникают в результате внимательного слушания. В них повторяется одно слово или окончание фразы, которое содержит важное наблюдение или событие.

    • Вы были в шоке?

    • Вы накормили двести человек?

    • Говорите, он унижал вас?.

    • Они почти всегда заставляют вашего собеседника сделать паузу и углубиться в подробности. Если вы услышали что-то удивительное, важное или новое или отметили какое-то слово, отражающее сильные чувства, просто повторите его эхом, безо всяких комментариев.

    • Стимуляция.

    • Речь именно об этом?

    • Вы это имеете в виду?.

    • Задавая стимулирующие вопросы, вы ищете подтверждения и вызываете собеседника на откровенность. Вы признаете его высказанные и невысказанные чувства.

    • Если ваш ребенок говорит: Это нечестно, что моему брату дают больше карманных денег, вы не должны спрашивать: Так вот почему ты украл деньги?

    • Хороший следователь скажет: Ты думаешь, что мы любим твоего брата больше? Ты это хочешь сказать?

    • Специалисты утверждают, что, используя такую технику, вы с большей вероятностью получите ответ и более точное изложение фактов (и даже признание).

    • Слушайте.

    • Так как эти вопросы перебрасывают мосты через пропасть подозрений, старайтесь распознать любые намеки на то, почему этот человек зол, отчужден или расстроен. Прислушивайтесь к подробностям и описаниям, обращайте внимание на настроение. Замечайте проявления тревоги, обвинения, упоминания о других людях, признаки ненависти или других сильных эмоций. Находите кусочки информации, которые вы постепенно сможете сложить вместе. Именно так и строятся мосты.

    • Практика

    • Составьте список из десяти вопросов, которые вы можете задать человеку, не желающему с вами общаться или не доверяющему вам.

    • Они должны быть направлены исключительно на то, чтобы заставить его разговориться. Спросите о погоде, о том, что вы видите, о доносящейся откуда-то музыке, о чем угодно, что может дать вам тему для легкой беседы. Начните с общих вопросов:

    • Как ваши дела?

    • Что происходит?.

    • Будьте готовы внимательно слушать и установите зрительный контакт. Найдите кого-нибудь, кому вы сможете задать эти вопросы: вашего ребенка-подростка, вечно недовольную кузину или бездомную женщину, мимо которой вы проходите каждый день.

    • Помните, вам нужен разговор, а не чудо. Вы должны строить этот мост блок за блоком, по одному вопросу и одному ответу зараз.

  • Конфронтационные вопросы

    • Факты.

    • Вы были там, когда все начало рушиться?

    • Вы это сказали?.

    • Иногда нужно сразу говорить прямо, иногда можно пойти окольным путем, но в любом случае такие вопросы напоминают слушателям о том, что ваш собеседник имеет непосредственное отношение к проблеме.

    • Это могут быть простые вопросы, требующие ответа да или нет. Вы предъявляете вашему оппоненту событие, действия, слова или факты и спрашиваете о том, как он связан с ними. Возможно, ответ вам уже известен, потому что в таких случаях часто приходится иметь дело с информацией, которая стала достоянием общественности.

    • Обвинение.

    • Это сделали вы?

    • Вы это имели в виду?

    • Почему вы это не остановили?.

    • Возьмите утверждение, добавьте к нему вопросительный знак и бросьте его в лицо обвиняемому.

    • Такие вопросы не могут остаться без ответа — оппонент отреагирует отрицанием, признанием или увертками.

    • Обвиняющие вопросы прямо указывают на проступок и заставляют защищаться. Они создают конфронтацию.

    • Отрицание.

    • У вас есть красный кабриолет?

    • Вы были за рулем этой машины в тот день?

    • Вы останавливались на заправке?. Так как часто первой реакцией оказывается отрицание, частичное отрицание или умышленное искажение фактов, вы должны быть к этому готовым и стоять на своем. Разберите произошедшее на детали. Спросите о доказательствах, времени, свидетельских показаниях, собственных словах обвиняемого или задокументированных фактах. С их помощью вы сможете выявить несоответствия, ложь и нарушения. Такие вопросы заставляют отвечать, выражают вашу точку зрения или просто призывают вашего противника к ответу.

    • Для протокола.

    • Когда вы собирались сказать сотрудникам о сокращении штата?

    • Вы готовы публично засвидетельствовать это?

    • Почему вы солгали?. Иногда главная цель конфронтационных вопросов не столько получить ответы, сколько занести их в официальный протокол. Вопросы сами по себе становятся заявлением, достаточно значительным для того, чтобы получить на него какую-то реакцию. Что было известно президенту и когда он об этом узнал?

    • — спросил сенатор Ховард Бейкер в разгар слушаний по Уотергейту. Вопрос повлек за собой показания, которые стоили Ричарду Никсону президентства. Вопросы для протокола позволяют запечатлеть момент призыва к ответу, чтобы впоследствии к этому моменту можно было возвращаться и рассматривать его снова.

    • Аудитория.

    • Конфронтационные вопросы часто в не меньшей степени, чем оппоненту, адресованы аудитории — жюри присяжных, ревизионной комиссии, широкой публике. Используйте их, чтобы сформулировать и проиллюстрировать, какое поведение следует считать допустимым, а какое — нет. Обозначьте границы. Даже если вы мало чего добьетесь от собеседника, ваши вопросы привлекут внимание к делу.

    • Риск.

    • Конфронтационные вопросы могут быть опасны.

    • Они не наводят мосты, а наоборот, разрушают. Задавайте их аккуратно. Подсчитайте всё и убедитесь, что вы правы.

    • Напрасно обвинив кого-то, вы разрушите свою репутацию, будете выглядеть дураком и только дадите новые карты в руки вашим противникам. И жестокий диктатор, и бунтующий подросток получают новый заряд энергии и уверенности в себе, если оказываются правы и могут опровергнуть обвинения.

    • Слушайте.

    • Спрашивая о чем-то неприглядном, замечайте любые попытки отклониться от темы, уйти от ответа или переложить вину на другого.

    • Прислушивайтесь к неловким паузам, которые могут быть свидетельством того, что ваш собеседник подыскивает нужные слова. Если вы услышали это, атакуйте.

    • Ищите намеки на признание или сожаления.

    • Не упускайте момент и спрашивайте дальше.

    • Практика

    • Попробуйте позадавать конфронтационные вопросы.

    • Студентку обвиняют в плагиате. Она сдала работу о гибели коралловых рифов. Она хорошо учится и никогда раньше не попадала в неприятности, но специальное приложение выявило, что целые куски ее работы слово в слово взяты из Википедии. Ее дело должна рассмотреть комиссия.

    • Представьте, что вы — профессор, выступающий на стороне обвинения. Запишите десять вопросов. Они должны быть краткими и точными, каждый касаться какой-то конкретной детали обвинения. Не спрашивайте прямо, признает ли студентка свою вину. Выстраивайте дело шаг за шагом.

  • Творческие вопросы

    • Мечта.

    • Что бы вы изменили?

    • Что бы вы сделали, если бы никаких ограничений не существовало?

    • О чем вы мечтаете?

    • Такие вопросы вдохновляют людей на масштабные проекты и поиск новых путей. Это вопросы, которые бросают вызов, ставят высокую планку и освобождают от правил.

    • Схема.

    • Каково следующее Большое Дело?

    • Как нам искоренить бедность?

    • Что нужно для того, чтобы победить рак?

    • Какой неожиданный поворот может произойти в этой истории?.

    • Формулируйте вопросы так, чтобы они вдохновляли и создавали будущее в настоящем.

    • Просите людей представить себе иное, лучшее место. Ваши вопросы должны заставлять поднять глаза от земли и посмотреть на небо.

    • Ролевая игра.

    • Что если бы вы были генеральным директором?

    • Что если бы вы были режиссером фильма?

    • Как бы отнесся к этой ситуации Джефф Безос?.

    • Предложите вашим сотрудникам примерить на себя новую роль — роль того, кто принимает решения.

    • Попросите их взять на себя ответственность. Тогда они начнут мыслить в ином ключе, больше фантазировать и вкладывать в дело душу.

    • Путешествие во времени.

    • Вы достигли успеха. Вы в будущем. Чем вы занимаетесь?

    • На что это похоже?

    • Что вы видите?

    • Не обращайте внимания на частности, подробности и отвлекающие факторы.

    • Забудьте опасения и белый шум „невозможности“.

    • Представьте, что деньги не существуют.

    • Попросите людей смело отправиться туда, где еще никто не бывал, — в будущее. Предложите им осмотреться там и разобраться, что происходит.

    • Затем взгляните в зеркало заднего вида и попробуйте понять, как вы здесь оказались и что для этого потребовалось.

    • Супергерой.

    • Что бы вы стали делать, если бы знали, что не можете потерпеть неудачу?

    • Это вопрос Гэвина Ньюсома. Задавайте его, чтобы помочь людям взять на себя риск и понять, что страх неудачи не должен стоять на пути мозгового штурма, великих идей и достойных целей.

    • Слушайте.

    • Настраивайтесь на все смелое и необычное, на идеи, которые пробуждают воображение и энтузиазм. Внимательно прислушивайтесь, чтобы уловить оригинальную и смелую мысль.

    • Если вы заметили зародыш идеи, прекрасной, но еще не полностью развившейся, вытащите ее на свет с помощью вопросов, стимулирующих мыслительный процесс.

    • Практика

    • Устройте тест будущего с коллегами, друзьями или семьей.

    • Прошло пять лет с сегодняшнего дня. Мы достигли нашей цели.

    • И как теперь все выглядит?

    • Что мы делаем?

    • Чем гордимся?

    • Эти вопросы — о будущем, но задавать их нужно в настоящем времени. Будущее наступило. Ваша машина времени сработала.

  • Вопросы миссии

    • Открытия.

    • Что вас волнует?

    • За что вы готовы выступить?

    • Какова ваша главная страсть в жизни?.

    • Для начала спросите, что имеет значение и почему.

    • Если вашу подругу волнует проблема детского ожирения, разберитесь почему.

    • Если ваши знакомые искренне сочувствуют голодающим всего мира, это потому, что они были в Корпусе мира и помогали собрать продовольствие для деревни, или потому, что посетили Нью-Дели и своими глазами видели голодных детей?

    • Проясните их миссию и разберитесь, на чем она основана.

    • Надежды и миссия.

    • Разобравшись в мотивах и глобальных целях, вы можете спросить, что ваша подруга хочет сделать или изменить. Чего она хочет добиться?

    • На что она направляет свои усилия и какой результат получает?

    • Знает ли она, чем заняты вы и как это соотносится с ее интересами?

    • Такие вопросы помогут вам найти точки соприкосновения и то, в чем вы можете дополнить друг друга.

    • Объедините усилия.

    • Как вы могли бы работать вместе, чтобы делать общее дело?

    • Как вы могли бы приблизиться к вашим общим целям, если бы объединили усилия?

    • Посмотрите вперед и спросите: чего вы можете достичь вместе?

    • Какими будут ваши роли?

    • Что нужно вам больше всего?

    • Что есть у каждого из вас?

    • Чему это может помочь?

    • Слушайте.

    • Отслеживайте проявления интереса к делу, проблеме или работе.

    • Особо отмечайте какие-то личные истории, благодаря которым человек пришел к этой миссии, или какие-то занятия из его прошлого, указывающие на наличие областей для сотрудничества.

    • Прислушивайтесь к словам, которые свидетельствуют об общности интересов и сходстве целей.

    • Практика

    • Это упражнение помогает отточить навык мышления. Пригласите кого-нибудь из своих друзей и в течение получаса расспрашивайте его о волонтерской работе или участии в каких-либо благотворительных акциях.

    • Не делайте никаких письменных заметок, но мысленно отметьте пять убеждений или действий, которые вас объединяют.

    • Вы должны будете задавать целенаправленные вопросы и слушать очень внимательно.

    • Проявляйте искренний интерес к собеседнику.

    • Кроме того, это прекрасное упражнение для памяти.

    • Не забывайте о том, что в таком разговоре также нельзя использовать слова я или мне.

  • Научные вопросы

    • Наблюдение.

    • Что вы видите?

    • Что вам известно?

    • Что вы пытаетесь объяснить?

    • Наблюдайте и сформулируйте проблему, которую вы хотите решить. Осмотритесь вокруг. Поразмышляйте вслух. Затем сформулируйте вопрос.

    • Гипотеза.

    • Вы знаете, что некие штуковины лучше продаются после обеда, но почему?

    • Ваша гипотеза: это происходит потому, что по утрам люди получают деньги.

    • Ваши гипотезы должны быть четкими и логичными. Запишите их. Возвращайтесь к ним. Они формируют основу того, что вы пытаетесь доказать или опровергнуть.

    • Данные. 

    • Поставьте вопросы обо всем, что вам нужно измерить, и о том, как это лучше сделать. Попробуйте выполнить это.

      • Насколько много?

      • Насколько быстро?

      • Насколько велико?

      • Насколько далеко?

    • Проведите эксперимент.

    • Соберите числовые данные.

    • Спросите, возможно ли получить те же данные повторно?

    • Повторите эксперимент и посмотрите, получится ли это у вас.

    • Подтверждают ли данные вашу гипотезу или противоречат ей?

    • Опровержение.

    • Что опровергает вашу гипотезу или противоречит ей?

      • Вы докажете, что ваша гипотеза верна, только если не сможете доказать обратное. Поэтому задавайте самые жесткие вопросы.
    • Какие факты свидетельствуют против нее?

    • Почему?

    • Откуда вы взяли эти данные?

    • Где в них слабые места?

    • что плохо сочетается?

    • что не выдерживает проверки?

    • Если вам не удается опровергнуть вашу гипотезу, возможно, вы действительно нашли что-то стоящее.

    • Заключение.

    • Рассмотрите заново ваш вопрос, гипотезу, доказательства, области неопределенности, и тогда вы сможете сделать вывод. Поделитесь им с другими неглупыми людьми и спросите, что об этом думают они. В чем они видят проблемы?

    • Что доказывают ваши данные?

    • Как они отвечают на первоначальный вопрос, заданный вами?

    • Что дальше?

    • Что вы упустили?

    • Выдерживает ли проверку ваш вывод?

    • Идите дальше.

    • Что дальше?

    • Что мне хотелось бы выяснить теперь?.

    • В любой настоящей науке один кусочек знания опирается на другой и тянет за собой третий. Ответив на первый вопрос, задумайтесь, о чем вы хотите спросить еще.

    • Слушайте.

    • Обращайте внимание на данные. Отмечайте то, что реально и может быть измерено, увидено, услышано, почувствовано. Прислушивайтесь к указаниям на то, что ваша гипотеза не точно сформулирована, не очень хорошо обоснована или попросту неверна. Если так, начинайте с начала.

    • Практика

    • Задайте вопрос типа:  Что здесь происходит?

    • а затем выдвиньте гипотезу о том, что вызвало или усугубило данную ситуацию.

    • Затем придумайте, как можно проверить ее за конечный период времени.

    • Найдите три варианта доказательства того, что она неверна.

    • Запишите эти обоснования на листок бумаги и повесьте или положите туда, где вы будете видеть их каждый день.

  • Вопросы собеседования

    • Начало.

    • Что вам нравится в том, чем вы занимаетесь?

    • Может показаться, что такой вопрос больше подходит для светского разговора, чем для собеседования, но на самом деле он способен многое поведать об интересах и личных качествах соискателя. А просто предложив ему рассказать о себе, вы можете узнать, как человек мыслит и выражает себя.

    • Достижения.

    • Чем вы больше всего гордитесь?

    • Какую самую безумную идею вам удалось воплотить в жизнь?.

    • Вопросы о достижениях должны порождать обсуждение конкретных случаев, интересов и способностей. Такие вопросы — не приглашение к пустой похвальбе, а возможность поговорить о реальных достижениях и работе.

    • Трудности.

    • Какой была самая большая ваша профессиональная неудача и как вы с ней справились?

    • Спрашивайте о провалах, неудачах, трудностях и извлеченных из них уроках. Такие вопросы — проверка скромности. Они помогают выяснить, насколько человек готов к риску. Благодаря им можно узнать ценные истории о трудностях и стойкости.

    • Цели.

    • Что вас мотивирует?

    • Чего вы стараетесь достичь?

    • Если бы вы могли исправить одну-единственную вещь в мире, что бы это было?. Исследуйте общую картину. Ищет ли ваш собеседник тихую гавань или готов к приключениям?

    • Какое место в его жизни занимает миссия?

    • Насколько важны для него ценности — и соответствуют ли они тому, что делаете вы?

    • Крученый.

    • Какой американский город вы бы отдали Новой Зеландии и почему?

    • Крученые вопросы часто ошеломляют. Они бывают забавными или слегка странными. Они нужны, чтобы получить ответы, по которым можно сделать вывод о спонтанности, креативности, чувстве юмора человека и его способности реагировать на неожиданности.

    • Трудные решения.

    • Вы должны урезать бюджет на 15%.

    • Что вы сделаете?

    • С чего начнете?

    • Вопросы, предлагающие представить гипотетическую ситуацию, позволяют вам увидеть, как человек принимает сложные решения и какие подходы он использует для преодоления трудностей. Вы сразу поймете, нравится ли это вам или нет.

    • Дилеммы.

    • Срок окончания работы истекает, но вы считаете, что вам не хватает времени для того, чтобы завершить проект именно так, как вам хотелось бы. Что вы будете делать?

    • Такие вопросы позволяют выявить размышления, стоящие за непростыми решениями.

    • Ваша очередь.

    • В чем вы видите самую серьезную угрозу и самые большие перспективы?

    • Чего вы пытаетесь достичь?

    • Насколько я могу проявлять свои творческие способности?.

    • Кандидатам на должность следует проделать домашнюю работу и прийти на собеседование со своими вопросами. Будьте конкретны. Задавайте вопросы об организации, ее сильных сторонах и проблемах, ее культуре, показателях и о том, что мотивирует все предприятие. Спросите, что здесь ценят и в чем нуждаются. Такие вопросы позволяют кандидату продемонстрировать свою заинтересованность, а также знания и любопытство.

    • Слушайте.

    • Слушайте внимательно, чтобы понять, насколько человек собран или рассеян, точно ли он знает, чего хочет.

    • Насколько уверенно и убежденно он отвечает на ваши вопросы об общих целях и ценностях?

    • Слушайте истории, примеры, размышления, отмечайте упоминания об усвоенных уроках. Отмечайте то, что он говорит об ожиданиях, потому что, если они не соответствуют тому, что вы можете предложить, возникнет проблема.

    • Испытание.

    • Запишите по три примера того, чего вы достигли в прошлом, и того, что рассчитываете совершить в будущем. Теперь составьте по два вопроса о каждом из этих примеров и ответьте на них вслух. Послушайте себя. Насколько честны, информативны и интересны ваши вопросы?

    • Наняли бы вы себя?

  • Развлекательные вопросы

    • Тема: Назовите одну вещь в мире, которая вас потрясает.

    • Так вы устанавливаете тему и запускаете разговор. Начните с вопроса, который заинтригует и увлечет всех. Старайтесь не пугать и не подавлять собеседников. Формулируйте вопросы так, чтобы каждый сумел что-то сказать — поделиться опытом или мнением, наблюдением или личной историей. Тематический вопрос может быть серьезным или забавным, глобальным или личным.

    • Загадки.

    • Если бы мы полетели на Марс, что бы изменилось?

    • Если бы тебе предложили загадать три желания, каким было бы второе?

    • Как вы думаете, какой большой прорыв произойдет в следующие двадцать лет?.

    • Тенденции.

    • Что будет, если разрешить двухлетним детям пользоваться смартфонами?

    • Что должно случиться, чтобы вы купили машину с автопилотом?

    • Зачем нужно учить детей писать ручкой на бумаге?.

    • Это вопросы игрового шоу, запускающие полет фантазии. Вы предлагаете людям подумать над загадкой, у которой нет правильного или неправильного ответа. Отвечая, люди демонстрируют какие-то черты своего мышления и личности. Это зарядка для мозга, в процессе которой обязательно появляется что-то неожиданное.

    • Правда?

    • Разговоры о тенденциях подталкивают к размышлениям о нашем времени и условиях жизни. Подобные вопросы отражают дух времени и пути развития человечества. Они интригуют, удивляют, развлекают и увлекают. Спросите о настоящем и о будущем. Предложите гостям закрыть глаза и вообразить что-то.

    • Новости.

    • Способна ли еще Америка на великие дела?

    • Как Китай изменяет мир?

    • Что нужно нашей команде, чтобы выиграть Мировую серию?.

    • Обеденные вопросы имеют ценность, если речь идет о важных вещах и кто-то из присутствующих на самом деле знает что-то о предмете. Спрашивайте о мире. Найдите в списке своих гостей золотую жилу жизненного или профессионального опыта. Это вопросы, которые оказываются в заголовках; они заставляют людей говорить, думать, учиться, обсуждать и спорить.

    • Ужин с Сократом. Что такое успех?

    • Нужен ли вам успех, чтобы быть успешным?

    • Всегда ли успех — это хорошо?

    • Можно ли считать успешность добродетелью?.

    • Выберите проблему или характеристику. Задайте серию серьезных вопросов, чтобы вычленить ее, сформулировать и обсудить. Подвергайте сомнению общепринятые взгляды, устоявшиеся определения и вообще все, что люди принимают как должное. Спросите, где истина, откуда мы это знаем, почему нас это волнует. Переключите гостей с личных или где-то услышанных мнений на факты, логику и опыт. Такие вопросы могут завести вас далеко — а могут кого-то рассердить. Поэтому следите за беседой, не давая участникам отклониться от темы. Это одно из блюд, которые заставляют всерьез задуматься.

    • Смейтесь.

    • Что самое нелепое случалось с вами в жизни?

    • Если бы вы могли полностью стереть один день из вашей жизни, что это был бы за день… и почему?

    • Если бы вы делали рекламу, что бы вы рекламировали?.

    • Такие вопросы о нас самих демонстрируют, что мы не относимся к себе чрезмерно серьезно. Вопросы о самых забавных, странных или неожиданных событиях способны рассмешить и развлечь присутствующих.

    • Слушайте.

    • Такие вопросы могут оказаться великолепным развлечением, а могут испортить вашу вечеринку. Слушайте внимательно, чтобы поддерживать живой и интересный разговор. Но также прислушивайтесь к сигналам раздражения, нетерпения или нежелания беседовать.

    • Некоторые темы, если вы подадите их неправильным образом, способны испортить весь вечер — на ум сразу приходит религия, политика и деньги. Чтобы все прошло удачно, нужны подходящие гости и подходящий хозяин. Слушайте, чтобы уловить момент, когда стоит воспользоваться правом ведущего и сменить тему.

    • Испытание.

    • Подберите меню из вопросов, точно так же, как вы выбираете блюда для обеда: закуски, горячее и десерт. Сделайте заметки об интересах и прошлом ваших гостей, чтобы понять, кто что может принести с собой на обед. Выберите блюда в соответствии с этим: что-то легкое для начала, затем — что-то такое, во что приятно впиться зубами, и в конце — что-нибудь сладкое. Не переборщите. Переедание — это тоже плохо. Оставьте место для кофе.

  • Вопросы наследия

    • Достижения.

    • Что самое важное, что вы сделали в жизни?

    • Чем вы гордитесь?. Вопросы о том, чего вы достигли, кому помогли, что создали, — это замечательная возможность подвести итог и увидеть оставленный вами след в истории. Они позволяют вам сформулировать и осознать свои достижения и вклад в общее дело.

    • Признание.

    • Какую память вы бы хотели оставить о себе вашим правнукам?

    • А еще спросите: Если бы совершенно посторонний человек читал вашу биографию, что из сделанного вами он счел бы важным?

    • Иногда нужен свежий взгляд, чтобы увидеть и оценить значимость того, что вы сумели совершить.

    • Трудности.

    • Какими уроками, извлеченными из сделанных вами ошибок, вы хотели бы поделиться?

    • Спросите о трудных временах, просчетах и сожалениях. У большинства людей в жизни было что-то, что они хотели бы изменить, но ошибки бывают и спасительными. Задавая правильные вопросы, в них можно найти смысл — выяснить, чему мы на них научились и чему стоило бы научиться другим. Когда вы спрашиваете в таком ключе о чем-то негативном, вы меняете минус на плюс.

    • Список желаний.

    • Какое приключение вы хотели бы пережить?

    • Что вы хотели бы сделать больше всего на свете?

    • Какие дела вы не закончили?.

    • Эти вопросы приглашают вас помечтать. Возможно, вы не сумеете вычеркнуть все пункты списка до конца жизни, но он может стать для вас дорожной картой, способом сосредоточиться на будущем, на том, что для вас важно, и на истории, которую пишете вы сами.

    • Последние вопросы.

    • Каким вас должны запомнить?

    • Каким героем вы хотели бы быть?. Эти вопросы подводят черту под всеми остальными. Время вышло. Книга написана. Какой ей нужен заголовок?

    • Что поместить на отвороте суперобложки?

    • Какие отзывы критиков вы хотели бы увидеть?

    • Как должна разворачиваться ваша история?

    • Слушайте собственный голос.

    • Подмечайте любые достижения, все, чем вы гордитесь, за что благодарны, чему рады. Уделите внимание каждому важному для вас человеку. Прислушивайтесь к внутренним сигналам тревоги. Замечайте сожаления и спрашивайте себя, чему они учат.

    • Испытание.

    • Заранее договоритесь о беседе с кем-то из членов семьи, объяснив, что вы хотите расспросить о важных событиях и людях его жизни, его опыте. Сгруппируйте свои вопросы в кластеры, чтобы за первым всегда следовали другие, связанные с ним.

    • Например: Какие наиболее значимые, хотя и сложные отношения у тебя были?

    • Далее задавайте другие вопросы из того же кластера, отталкиваясь от того, что вы только что услышали. Расскажи мне больше, Где вы встретились?

    • Каким был этот человек?

    • Почему это так важно для тебя?

    • В чем вы были похожи?

    • В чем вы отличались?

    • Расскажешь про самый лучший день, проведенный вами вместе?

    • А про самый тяжелый?. Суть здесь в том, чтобы спрашивать сериями — полдюжины или больше вопросов в кластере, — углубляясь в тему и внимательно слушая, стараясь отыскать ценные воспоминания, смысл и истории, изменившие жизнь вашего собеседника.