Бытие Бога не самоочевидно, поэтому его можно познать через следствия, которые доступны чувствам. Аквинский предлагает пять рациональных аргументов, каждый опирающийся на наблюдаемые свойства мира.
Первый путь — От движения
1.1. В мире есть движение (очевидно чувственно). 1.2. Всё движущееся приводится в движение другим. 1.3. Перевод из потенции в акт возможен только действующим. 1.4. Невозможно бесконечное восхождение причин. 1.5. Следовательно, существует Перводвигатель — Бог.
Пятый путь — От целесообразности природы
5.1. Неразумные природные объекты действуют целесообразно. 5.2. Целесообразность не является случайной. 5.3. Следование цели требует направляющего разума. 5.4. Неразумное не может направлять себя. 5.5. Следовательно, есть разумное существо, задающее цели — Бог
Второй путь — От производящей причины
2.1. У каждого следствия есть своя причина. 2.2. Невозможно, чтобы вещь была причиной самой себя. 2.3. Невозможна бесконечная цепь причин. 2.4. Следовательно, должна существовать первая производящая причина. 2.5. Эта первичная причина — Бог. (вытекает из общей логики причинности у Аквинского)
Четвёртый путь — От степени совершенства
4.1. Вещи обладают разной степенью качества: лучше, хуже, более совершенное. 4.2. Оценка «более»/«менее» опирается на максимальную меру качества. 4.3. Носитель максимальной степени совершенства является причиной проявления качества. 4.4. Должна существовать сущность — предел совершенства. 4.5. Это предельно совершенное — Бог.
Третий путь — От необходимости и случайности
3.1. Вещи могут существовать и не существовать (случайность). 3.2. Если бы всё было случайным, то когда-то ничто не существовало бы. 3.3. Из ничего ничто не появляется. 3.4. Поэтому должно быть существо необходимое, существующее всегда. 3.5. Это необходимое существо — Бог.