Loading...

Mind map: Я-сообщения

  • Используем я-сообщения

    • Что произошло?

      • Невинное описание произошедшего.

      • Как ты мог бы описать произошедшее, если бы у тебя не было идеи чьей-то виновности в этом? 

      • Отделить факты от их оценок и интерпретаций.

        • Что увидела бы камера?

        • Что фактически произошло? 

    • Что я чувствую?

      • И что я чувствую, когда [это] произошло?

      • Идентифицироваль переживаемое чувство

        • Я чувствую [название эмоции]. 

          • Радость 

          • Грусть

          • Злость

          • Досаду

          • И тд

          • Также можно описание телесное ощущения

        • Конструкция "Я ЧУВСТВУЮ ЧТО" [ты меня не любишь]  — не является выражением чувств.

      • Принять ответственность за свои чувства

        • Формат я-сообщения исключает ответственность другого

        • Пассивный залог: (ты меня бесишь) является формой делегирования ответственности за эмоциональную реакцию.

    • Почему я чувствую именно это?

      • Какая потребность стоит за этим чувством?

      • Потребностей в сущности три:

        • Жизнь

          • Все, что связано с жизнеобеспечением

          • Безопасность

            • Тепло

            • Сухо

            • Чисто

            • Защищенно

          • Ресурсы жизнеобеспечения

            • Еда

            • воздух

            • Вода

          • Активности/отдых

        • Любовь

          • Пространство отношений с другими

            • Любовь здесь как идеальное состояние отношений с собой и другими
          • Эмоциональная безопасность

            • Принятие

            • Чувство принадлежности

            • Общность

            • Честность

            • Правила игры

          • Ресурсы группового поля

            • Знания

            • Ценности

            • Общение

            • Обучение

            • Игра

          • Активности/отдых

            • Эмоциональные переживания 

            • Покой

        • Свобода

          • Все, что связано со смыслами

          • Глобальная безопасность

            • Целостность картины мира

            • Осмысленность взаимодействий

          • Ресурсы смыслового поля

            • Смысл

            • Игра

            • Творчество

            • Знания/компетенции

          • Активности/отдых

            • Исследование

            • Творчество

            • Обучение

            • Общение

            • Медитация

    • Что бы я хотел чтобы произошло?

      • Не-манипулятивные и ненасильственные способы получиить что-либо от другого, это:

      • Просьба

      • Предложение

  • Не объективируем другого:

    • не оцениваем

    • не сравниваем

    • не обобщаем

    • не осуждаем

    • Воздерживаемся от:

      • от пассивного залога (меня бесит)

      • от модальных предикативов (тебе нужно).

  • Не занимаем экспертную позицию.

    • Не ставим диагноз

      • Диагноз — выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия, умозаключение, полагающее причиной поведения какую-либо “неправильность”.

      • Даже если ваш диагноз верный, он не перестает быть диагнозом и не способствует открытому, доверительному общению.

    • Не лечим

      • Можно предложить участнику сессию, но не применять какие бы то ни было методы без запроса в рамках общения.
    • Не советуем

      • Совет — наставление, указание как поступить в том или ином случае.
    • Не предсказываем будущее

      • Предсказание — прогноз о будущем, выдаваемый за неизбежную предопределенность.

      • У вас тут прекрасный океан и вы сейчас этого не чувствуете, но вы скоро почувствуете. (с)

    • Не читаем мысли

      • Ты думаешь, что ты самый умный....
    • Не угадываем чувства

      • Можно сделать предположение о чувствах собеседника в вопросиительной форме

      • но не заявлять в форме безапеляционного утверждения, например: Да ты просто меня ненавидишь.