Loading...

Психологические и педагогические условия эффективного развития взаимодействия с окружающим миром при нарушениях опорно-двигательного аппарата разного генеза

  • Для того чтобы инклюзивное (совместное) обучение и воспитание оказалось эффективным, необходимо: 

    • • создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды

    • соблюдение ортопедического режима


    • • осуществление профессиональной подготовки и/или повышения 
      квалификации педагогов ДОУ к работе с детьми с двигательной патологией


    • • наличие рекомендаций лечащего врача к определению режима нагрузок организации образовательного процесса (организация режима дня, режим ношения ортопедической обуви, смена 
      видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.)


    • • организация коррекционно-развивающих занятий по коррекции нарушенных психических функций и подготовке к школе;

    • • организация работы по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;


    • • организация логопедической помощи по коррекции речевых 
      расстройств;

    • • организация целенаправленной работы с родителями детей с ОВЗ, обучая их доступным приемам коррекционно-развивающей работы


    • • формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья у нормально развивающихся детей и их 
      родителей;


    • • обязательное включение в совместные досуговые и спортивно-массовые мероприятия ребенка с двигательными нарушениями.

  • Основные направления работы по подготовке к школе: 

    • • подготовка руки к письму

    • • обучение грамоте

    • • ознакомление с окружающим миром

    • • формирование математических представлений и т. д

    • • формирование пространственных и временныых представлений

  • ППМС-центры могут оказывают различные услуги по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ: 

    • • разработка рекомендаций для работы с детьми данной категории

    • • проведение открытых коррекционных занятий

    • • организация курсов повышения квалификации педагогов

    • • оказание методической помощи педагогам; 

    • • участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения

    • • подготовка рекомендаций по созданию безбарьерной среды в учреждении и на прилегающей территории; 

    • • разработка рекомендаций по работе с родителями как детей с НОДА нарушениями опорно-двигательного аппарата, так и с родителями нормально развивающихся детей.

  • Для эффективной организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата педагоги ДОУ должны знать особенности развития этих детей

    • Ведущими в клинической картине являются двигательные расстройства 

      • • Тяжелая степень двигательного нарушения - ребенок может не владеть навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью, он не может самостоятельно обслуживать себя

      • • Средняя степень двигательного нарушения - дети владеют ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений, т. е. самостоятельное передвижение детей затруднено. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивных функций рук;

      • • Легкая степень двигательных нарушений - дети ходят самостоятельно, уверенно. Они полностью себя обслуживают, достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у них могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.

    • Всех дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата условно можно разделить на две категории, которые нуждаются в различных вариантах психолого-педагогической поддержки и создания специальных образовательных условий

      • 1 группа: (с неврологическим характером двигательных расстройств) относятся дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. 

        • Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей

          • • неравномерный характер нарушений отдельных психических функций; 

          • • сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире

          • • высокая истощаемость; 

          • • пониженная работоспособность

          • • недостаточность пространственных и временных представлений, тактильного восприятия, конструктивного праксиса

          • • Нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем (патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства) существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей

          • • одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей — умственная отсталость (различной степени тяжести

          • • задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической

          • • У большинства детей замедленно формируются такие операции, как сравнение, выделение существенных и несущественных признаков, установление причинноследственной зависимости между предметами и явлениями окружающего мира, результатом чего является бедность запаса знаний и представлений, неточность имеющихся понятий, ограниченность активного и пассивного словаря. Дети не знают многих признаков, на основе которых образуются видовые и родовые понятия.

          • • недифференцированность имеющихся понятий. Недостаточность знаний и представлений об окружающем мире часто является следствием того, что со многими жизненными событиями и явлениями ребенок просто не встречался и не сталкивался.

          • • Нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, заторможенность, застенчивость, робость)

          • • У дошкольников с ДЦП отмечаются нарушения личностного развития: пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов.

      • 2 группа: (с ортопедическим характером двигательных расстройств), это дети с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата не неврологического характера

        • • отклонения в развитии речи: лексика, грамматика, фонематические процессы и звукопроизношение.

        • • отмечаются колебания внутричерепного давления, повышенная метеочувствительность и, как следствие этого, колебания эмоционального состояния, внимания и работоспособности.

  • При обучении ребенка с НОДА необходимо учитывать:

      1. Создание доступной среды в образовательных организациях:
      • Обязательное наблюдение у врача-ортопеда

      • Обучение с учетом темпа деятельности ребенка по индивидуальному учебному плану

      • Составление индивидуального образовательного плана и индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения; 

      • Индивидуальные или групповые занятия с дефектологом по формированию пространственных представлений

      • Занятия с логопедом

      • Занятия с психологом по формированию произвольной регуляции, повышению мотивации к учебной деятельности

      • Занятия с социальным педагогом по социальной адаптации

      • Организовывать и соблюдать ортопедический режим на уроке: 

        •  следить за посадкой ребёнка на уроке – фиксация стоп, туловища, головы в специальном стуле

        •  обязательно проводить физкультпаузу (5 минут), через 20 минут после начала урока

        •  Использовать на уроке специальные средства (утяжелители, утяжелённые ручки, резинки для фиксации тетради на парте, специальное оборудование)

        • Еще необходимо

          •  разбирать, уточнять все новые изучаемые понятия, предметы, явления и действия

          •  осуществлять комплексную опору на работу всех сенсорных систем (слуховой, зрительной, тактильной). На очных занятиях стараться 35 использовать средства наглядности

          •  Контролировать работу зрительно-моторных систем: при чтении помогать следить за строкой, выделяя её цветом или подставляя линейку; при необходимости выделять строку для письма цветом; темп и объем работы должны соответствовать возможностям ребёнка.

          •  Для детей с усиленным слюнотечением (саливацией) требуется контролирующая помощь со стороны ассистента с напоминанием проглотить слюну.

          •  Для детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения, при ответе на вопросы по теме урока, необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребёнку не давать развернутый речевой ответ 

          •  Необходимо обращать внимание на состояние эмоциональноволевой сферы ребёнка и учитывать его во время занятий.

          •  Следить за тем, чтобы у педагогического работника и ассистента (помощника) был: – спокойный голос; – четкая речь (необходимое число повторений, подчёркнутое артикулирование, правильно выстроенная короткая фраза); – поощрение

          •  Использовать индивидуально-дифференцированный подход в обучении: 

            • • подача материала определёнными порциями с учётом его сложности 

            • • наличие постоянно действующих педагогических стимулов 

            • • оказание помощи на уроке 

          •  По возможности осуществлять на уроке совместно с ребёнком предметно-практическую деятельность.

          •  Разработать индивидуальный маршрут сопровождения различными специалистами (непосредственно учитель, педагог-психолог, учитель-логопед, владеющий специальной коррекционной методикой работы)

          •  Создать на занятиях специальную коррекционную предметноразвивающую среду

      1. Особенности образовательного маршрута для детей с НОДА
  • Для организации эффективного воспитательного процесса и подготовки детей к школе необходимо выявить их возможности и специальные образовательные потребности:

      1. Нарушения двигательной сферы
      1. Уровень развития навыков самообслуживания
      1. Нарушения зрения
      1. Нарушения слуха (степени снижения слуха).
  • Воспитателям необходимо:

    •  подготовка группы (детского коллектива) к приходу ребенка с двигательной патологией.

    •  должен помнить о правильной организации двигательного режима во время игр, занятий и сна

    •  при развитии двигательных навыков и умений у детей важно развивать не только тот или иной двигательный навык, но и воспитывать правильное представление о нем через ощущение движений.

    •  необходим дифференцированный подход к разработке организационных форм, видов и условий обучения и воспитания дошкольников данной категории.

    •  важно соблюдать общий двигательный и ортопедический режим.

  • Индивидуальный учебный план должен включать в себя

    •  • комплексный подход к коррекционно-педагогической работе с учетом моторных, речевых и психологических патологий ребенка с НОДА; 

    • • поочередное формирование познавательной деятельности и возможное исправление её патологий

    • • направленное развитие высших психологических функций; 

    • • исправление речевых нарушений

    • • коррекцию и развитие моторных нарушений; 

    • • воспитание стабильной модели поведения и деятельности, которые необходимы для успешной адаптации и социализации ребенка.

  • Основными задачами коррекционно-педагогической работы в школьном возрасте являются:

    •  последовательное развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений

    •  коррекция высших корковых функций

    •  воспитание устойчивых форм поведения и деятельности

    •  профилактика личностных нарушений

    •  профессиональная ориентация

  • Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются: 

    • • развитие двигательной деятельности и навыков самообслуживания и гигиены; 

    • • развитие игровой деятельности

    • • развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). 

    • • расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

    • • развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза; 

    • • формирование математических представлений

    • • развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом; 

    • • подготовка к школе

  • Психолого-педагогическое сопровождение детей с двигательной патологии в системе образования

    • Система образования 

      • СКОУ VI вида

      • ДОУ компенсирующего вида

        • Группа детей для НОДА
      • Общеобразовательная школа

      • ДОУ комбинированного вида

        • Группа комбинированной направленности (инклюзивная)
      • ППМС-центры

      • Учреждения дополнительного образования

  • Основные направления коррекционно-педагогической работы в младенческом возрасте (в доречевой период) являются:

    • • развитие эмоционального общения со взрослым

    • • нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата 

    • • стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности 

    • • коррекция кормления 

    • • развитие сенсорных процессов 

    • • развитие речевого дыхания и голоса 

    • • формирование движений руки и действий с предметами 

    • • формирование подготовительных этапов понимания речи

  • Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:

    •  формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению) , способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;

    •  формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации);

    •  развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова);

    •  стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия);

    •  формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания.

  • Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

    • развитие игровой деятельности

    • развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми) 

    • Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи

    • расширение запаса знаний и представлений об окружающем

    • развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

    •  развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);

    • формирование математических представлений

    • развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

    • воспитание навыков самообслуживания и гигиены

    • подготовка к школе

  • Обучение и воспитание ребенка с НОДА в системе дошкольного образования 

    • Дошкольное образовательное учреждение компенсирующего или комбинированного вида

      • Консультативные пункты 

      • Центр игровой поддержки

      • Служба ранней помощи

      • Группа "Особый ребенок"

      • Группа кратковременного пребывания

      • Лекотека

  • Система психолого-педагогического сопровождения детей с двигательной патологией в РФ

    • Система здравоохранения 

      • Неврологические стационары

      • Поликлиники

      • Консультативные центры многопрофильных больниц

    • Система образования

      • ППМС-центры

      • СКОУ VI вида  

      • ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

    • Система социальной защиты населения 

      • Центры реабилитации