Психологические и педагогические условия эффективного развития взаимодействия с окружающим миром при нарушениях опорно-двигательного аппарата разного генеза
-
Для того чтобы инклюзивное (совместное) обучение и воспитание оказалось эффективным, необходимо:
-
• создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды
-
соблюдение ортопедического режима
-
• осуществление профессиональной подготовки и/или повышения квалификации педагогов ДОУ к работе с детьми с двигательной патологией -
• наличие рекомендаций лечащего врача к определению режима нагрузок организации образовательного процесса (организация режима дня, режим ношения ортопедической обуви, смена видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.) -
• организация коррекционно-развивающих занятий по коррекции нарушенных психических функций и подготовке к школе; -
• организация работы по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;
-
• организация логопедической помощи по коррекции речевых расстройств; -
• организация целенаправленной работы с родителями детей с ОВЗ, обучая их доступным приемам коррекционно-развивающей работы
-
• формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья у нормально развивающихся детей и их родителей; -
• обязательное включение в совместные досуговые и спортивно-массовые мероприятия ребенка с двигательными нарушениями.
-
-
Основные направления работы по подготовке к школе:
-
• подготовка руки к письму
-
• обучение грамоте
-
• ознакомление с окружающим миром
-
• формирование математических представлений и т. д
-
• формирование пространственных и временныых представлений
-
-
ППМС-центры могут оказывают различные услуги по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ:
-
• разработка рекомендаций для работы с детьми данной категории
-
• проведение открытых коррекционных занятий
-
• организация курсов повышения квалификации педагогов
-
• оказание методической помощи педагогам;
-
• участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения
-
• подготовка рекомендаций по созданию безбарьерной среды в учреждении и на прилегающей территории;
-
• разработка рекомендаций по работе с родителями как детей с НОДА нарушениями опорно-двигательного аппарата, так и с родителями нормально развивающихся детей.
-
-
Для эффективной организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата педагоги ДОУ должны знать особенности развития этих детей
-
Ведущими в клинической картине являются двигательные расстройства
-
• Тяжелая степень двигательного нарушения - ребенок может не владеть навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью, он не может самостоятельно обслуживать себя
-
• Средняя степень двигательного нарушения - дети владеют ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений, т. е. самостоятельное передвижение детей затруднено. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивных функций рук;
-
• Легкая степень двигательных нарушений - дети ходят самостоятельно, уверенно. Они полностью себя обслуживают, достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у них могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки. Снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики.
-
-
Всех дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата условно можно разделить на две категории, которые нуждаются в различных вариантах психолого-педагогической поддержки и создания специальных образовательных условий
-
1 группа: (с неврологическим характером двигательных расстройств) относятся дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы.
-
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей
-
• неравномерный характер нарушений отдельных психических функций;
-
• сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире
-
• высокая истощаемость;
-
• пониженная работоспособность
-
• недостаточность пространственных и временных представлений, тактильного восприятия, конструктивного праксиса
-
• Нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем (патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства) существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей
-
• одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей — умственная отсталость (различной степени тяжести
-
• задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетико-фонематической
-
• У большинства детей замедленно формируются такие операции, как сравнение, выделение существенных и несущественных признаков, установление причинноследственной зависимости между предметами и явлениями окружающего мира, результатом чего является бедность запаса знаний и представлений, неточность имеющихся понятий, ограниченность активного и пассивного словаря. Дети не знают многих признаков, на основе которых образуются видовые и родовые понятия.
-
• недифференцированность имеющихся понятий. Недостаточность знаний и представлений об окружающем мире часто является следствием того, что со многими жизненными событиями и явлениями ребенок просто не встречался и не сталкивался.
-
• Нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, заторможенность, застенчивость, робость)
-
• У дошкольников с ДЦП отмечаются нарушения личностного развития: пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов.
-
-
-
2 группа: (с ортопедическим характером двигательных расстройств), это дети с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата не неврологического характера
-
• отклонения в развитии речи: лексика, грамматика, фонематические процессы и звукопроизношение.
-
• отмечаются колебания внутричерепного давления, повышенная метеочувствительность и, как следствие этого, колебания эмоционального состояния, внимания и работоспособности.
-
-
-
-
При обучении ребенка с НОДА необходимо учитывать:
-
- Создание доступной среды в образовательных организациях:
-
Обязательное наблюдение у врача-ортопеда
-
Обучение с учетом темпа деятельности ребенка по индивидуальному учебному плану
-
Составление индивидуального образовательного плана и индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;
-
Индивидуальные или групповые занятия с дефектологом по формированию пространственных представлений
-
Занятия с логопедом
-
Занятия с психологом по формированию произвольной регуляции, повышению мотивации к учебной деятельности
-
Занятия с социальным педагогом по социальной адаптации
-
Организовывать и соблюдать ортопедический режим на уроке:
-
следить за посадкой ребёнка на уроке – фиксация стоп, туловища, головы в специальном стуле
-
обязательно проводить физкультпаузу (5 минут), через 20 минут после начала урока
-
Использовать на уроке специальные средства (утяжелители, утяжелённые ручки, резинки для фиксации тетради на парте, специальное оборудование)
-
Еще необходимо
-
разбирать, уточнять все новые изучаемые понятия, предметы, явления и действия
-
осуществлять комплексную опору на работу всех сенсорных систем (слуховой, зрительной, тактильной). На очных занятиях стараться 35 использовать средства наглядности
-
Контролировать работу зрительно-моторных систем: при чтении помогать следить за строкой, выделяя её цветом или подставляя линейку; при необходимости выделять строку для письма цветом; темп и объем работы должны соответствовать возможностям ребёнка.
-
Для детей с усиленным слюнотечением (саливацией) требуется контролирующая помощь со стороны ассистента с напоминанием проглотить слюну.
-
Для детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения, при ответе на вопросы по теме урока, необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребёнку не давать развернутый речевой ответ
-
Необходимо обращать внимание на состояние эмоциональноволевой сферы ребёнка и учитывать его во время занятий.
-
Следить за тем, чтобы у педагогического работника и ассистента (помощника) был: – спокойный голос; – четкая речь (необходимое число повторений, подчёркнутое артикулирование, правильно выстроенная короткая фраза); – поощрение
-
Использовать индивидуально-дифференцированный подход в обучении:
-
• подача материала определёнными порциями с учётом его сложности
-
• наличие постоянно действующих педагогических стимулов
-
• оказание помощи на уроке
-
-
По возможности осуществлять на уроке совместно с ребёнком предметно-практическую деятельность.
-
Разработать индивидуальный маршрут сопровождения различными специалистами (непосредственно учитель, педагог-психолог, учитель-логопед, владеющий специальной коррекционной методикой работы)
-
Создать на занятиях специальную коррекционную предметноразвивающую среду
-
-
-
- Особенности образовательного маршрута для детей с НОДА
-
-
Для организации эффективного воспитательного процесса и подготовки детей к школе необходимо выявить их возможности и специальные образовательные потребности:
-
- Нарушения двигательной сферы
-
- Уровень развития навыков самообслуживания
-
- Нарушения зрения
-
- Нарушения слуха (степени снижения слуха).
-
-
Воспитателям необходимо:
-
подготовка группы (детского коллектива) к приходу ребенка с двигательной патологией.
-
должен помнить о правильной организации двигательного режима во время игр, занятий и сна
-
при развитии двигательных навыков и умений у детей важно развивать не только тот или иной двигательный навык, но и воспитывать правильное представление о нем через ощущение движений.
-
необходим дифференцированный подход к разработке организационных форм, видов и условий обучения и воспитания дошкольников данной категории.
-
важно соблюдать общий двигательный и ортопедический режим.
-
-
Индивидуальный учебный план должен включать в себя
-
• комплексный подход к коррекционно-педагогической работе с учетом моторных, речевых и психологических патологий ребенка с НОДА;
-
• поочередное формирование познавательной деятельности и возможное исправление её патологий
-
• направленное развитие высших психологических функций;
-
• исправление речевых нарушений
-
• коррекцию и развитие моторных нарушений;
-
• воспитание стабильной модели поведения и деятельности, которые необходимы для успешной адаптации и социализации ребенка.
-
-
Основными задачами коррекционно-педагогической работы в школьном возрасте являются:
-
последовательное развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений
-
коррекция высших корковых функций
-
воспитание устойчивых форм поведения и деятельности
-
профилактика личностных нарушений
-
профессиональная ориентация
-
-
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:
-
• развитие двигательной деятельности и навыков самообслуживания и гигиены;
-
• развитие игровой деятельности
-
• развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми).
-
• расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
-
• развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
-
• формирование математических представлений
-
• развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;
-
• подготовка к школе
-
-
Психолого-педагогическое сопровождение детей с двигательной патологии в системе образования
-
Система образования
-
СКОУ VI вида
-
ДОУ компенсирующего вида
- Группа детей для НОДА
-
Общеобразовательная школа
-
ДОУ комбинированного вида
- Группа комбинированной направленности (инклюзивная)
-
ППМС-центры
-
Учреждения дополнительного образования
-
-
-
Основные направления коррекционно-педагогической работы в младенческом возрасте (в доречевой период) являются:
-
• развитие эмоционального общения со взрослым
-
• нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата
-
• стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности
-
• коррекция кормления
-
• развитие сенсорных процессов
-
• развитие речевого дыхания и голоса
-
• формирование движений руки и действий с предметами
-
• формирование подготовительных этапов понимания речи
-
-
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются:
-
формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению) , способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;
-
формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации);
-
развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова);
-
стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия);
-
формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания.
-
-
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:
-
развитие игровой деятельности
-
развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми)
-
Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи
-
расширение запаса знаний и представлений об окружающем
-
развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
-
развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);
-
формирование математических представлений
-
развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;
-
воспитание навыков самообслуживания и гигиены
-
подготовка к школе
-
-
Обучение и воспитание ребенка с НОДА в системе дошкольного образования
-
Дошкольное образовательное учреждение компенсирующего или комбинированного вида
-
Консультативные пункты
-
Центр игровой поддержки
-
Служба ранней помощи
-
Группа "Особый ребенок"
-
Группа кратковременного пребывания
-
Лекотека
-
-
-
Система психолого-педагогического сопровождения детей с двигательной патологией в РФ
-
Система здравоохранения
-
Неврологические стационары
-
Поликлиники
-
Консультативные центры многопрофильных больниц
-
-
Система образования
-
ППМС-центры
-
СКОУ VI вида
-
ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
-
-
Система социальной защиты населения
- Центры реабилитации
-